Развитие электронной коммерции в цифровой экономике в координатах четвертой промышленной революции
Аннотация
В современных условиях электронная коммерция все больше завоевывает массовый потребительский рынок. Доступность цифровых технологий и повсеместное влияние достижений четвертой промышленной революции увеличивают количество посетителей глобальной сети. В то же время цифровые технологии позволяют создавать виртуальные коммерческие процессы, включая организацию виртуальных торговых площадок, магазинов и других подобных структур. Важным отличительным свойством цифровых технологий является способность объединять производителей и потребителей в режиме реального времени. Для производителей становится возможным прогнозировать спрос и адаптироваться к его быстро меняющейся структуре. Специфика электронной коммерции – мгновенное действие во всем глобальном информационном пространстве, что позволяет проводить стимулирующие мероприятия в любой точке глобальной сети. Электронная коммерция обладает как оригинальными признаками, так и признаками, характерными для традиционных способов продвижения товаров и услуг. Цифровая экономика является стратегическим параметром, воздействующим на выбор и поведение потребителя. Здесь основной задачей выступает удовлетворение потребностей и регулирование спроса потребителей.
Об авторах
С. А. ЖиронкинРоссия
Сергей Александрович Жиронкин - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры открытых горных работ
Кемерово
М. А. Магеррам Али оглы Гасанов
Россия
Магеррам Али оглы Гасанов - доктор экономических наук, профессор, профессор Бизнес-школы
Томск
Э. А. Гасанов
Россия
Эйваз Али оглы Гасанов - доктор экономических наук, профессор Высшей экономической школы Института экономики и управления
Хабаровск
Т. Г. Красота
Россия
Татьяна Григорьевна Красота - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления
Биробиджан
Список литературы
1. Маккарти П. Бизнес в интернете на примере известных брендов. Система Onlaine Gravity. Москва : Бизнес-бук, 2019. 368 с.
2. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. Москва : Инфра-М, 2023. 381 с.
3. Стрелец И., Чебанов С. Цифровизация мировой торговли: масштабы, формы, последствия // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64, № 1. С. 15–25.
4. Стукалова И.Б. Перспективы развития электронной торговли: возможности и угрозы // Теоретическая и прикладная экономика. 2021. № 4. С. 29–40.
5. Ильяшенко С.Б., Депутатова Е.Ю., Дашков Л.П. Современные технологии развития электронной торговли и их применение в розничной торговле // Теоретическая и прикладная экономика. 2024. № 2 (17). С. 34–46.
6. Паздникова Н.П. Тенденции развития электронной торговли в условиях диджитализации: тренды региональной и мировой экономики // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2024. № 2. С. 216–228.
7. Городнова Н.В., Руденко К.С. Электронная торговля в России и за рубежом: анализ динамики, проблемы регулирования и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14, № 7. С. 3839–3860.
8. Дзюбан Д.В. Правовое регулирование электронной торговли в сети «Интернет» // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 261–266.
9. Литвинов Д.В., Цареградская Ю.К. Правовое регулирование электронной коммерции: отечественный и зарубежный опыт. Москва : Проспект, 2023. 130 с.
10. Федорчук Е.О. Онлайн-бизнес. Юридическая упаковка и сопровождение интернет-проектов. Ростов-на-Дону, 2021. 190 с.
11. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. Москва : Статут, 2020. 920 с.
12. Карамова О.В. Институциональная теория цифровой экономики. Москва : Прометей, 2020. 288 с.
13. Гасанов Э.А. Траектория технологической динамики цифровой экономики. Хабаровск : РИЦ ХГУЭП, 2023. 156 с.
14. Шваб К., Девис Н. Технологии четвертой промышленной революции. Москва : Бомбара, 2022. 320 с.
15. Гарсия К. Виртуальное предприятие – форма интегрированного взаимодействия // Маркетинг. 2012. № 4 (125). С. 87–94.
16. Матненко Н.Н., Сальникова Т.С., Мезяков Ю.А. Развитие рынка электронной коммерции в условиях цифровизации экономики // Экономические системы. 2024. № 4 (17). С. 30–50.
17. Ладыжец Н.С. Теория благополучия: аспекты социального воздействия цифровых технологий // Koinon. 2022. Т. 3, № 3-4. С. 52–62.
18. Попова А.В. Интернет как сетевая или иерархическая структура: концепция сети в постмодернистской философии и социальных науках конца ХХ и начала XXI-го веков // Философская мысль. 2020. № 3. С. 58–67.
19. Савинов Ю.А., Орлова Г.А., Скурова А.В. Тенденции развития электронной коммерции в международном бизнесе // Российский внешнеэкономический вестник. 2024. № 12. С. 31–43.
20. Морозов М.М., Морозов М.А. Цифровые экосистемы как инструмент трансформации сервисной экономики // Вестник Академии знаний. 2021. № 4 (45). С. 221–227.
21. Беляцкая Т.Н. Экосистема электронной экономики: идентификация и проблематика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. № 3 (20). С. 55–59.
22. Маглинова Т.Г. Электронная коммерция и торговля // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 8. С. 153–156.
23. Бердышев С.Н. Секреты эффективной интернет-рекламы. Москва : Дашков и К, 2020. 120 с.
24. Кондратьева Е.М. Электронная торговля как концепция построения экономических отношений: правовой аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2023. № 2. С. 132– 137.
25. Иорданова В.Г., Черенкова С.А. Влияние цифровизации мировой экономики на экономический рост в странах мира (на примере КНР и США) // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 8. С. 36–53.
26. Воловик К. Тренды электронной коммерции. URL: https://www.dasreda.ru/learn/blog/article (дата обращения: 21.12.2025).
27. Обзор электронной коммерции в Северной Америке: США и Канада. URL: https://www.cartpover.ru/blog/obzo (дата обращения: 21.12.2024).
28. Что нужно покупателям в 2024: 5 трендов электронной коммерции. URL: https://reg.ru/blog/chto-nu... (дата обращения: 21.12.2024).
29. Шматков Л.М. Исследование развития электронной торговли в России // Скиф. 2023. № 4. С. 29–40.
30. Девлет-Гельды Г.К., Губина Е.А. Электронная торговля и направления ее развития в Российской Федерации // Управленческий учет. 2024. № 1. С. 323–329.
31. Методология и механизмы управления нематериальными ресурсами и активами в сфере электронной торговли на основе ценностно-ориентированной модели : монография / С.В. Панасенко, О.С. Каращук, Е.А. Красильников [и др.] ; под общ. ред. С.В. Панасенко. Москва : Дашков и К, 2024. 284 с.
Рецензия
Для цитирования:
Жиронкин С.А., Магеррам Али оглы Гасанов М.А., Гасанов Э.А., Красота Т.Г. Развитие электронной коммерции в цифровой экономике в координатах четвертой промышленной революции. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(8):22-32.
For citation:
Zhironkin S.A., Gasanov M.A., Gasanov E.A., Krasota T.G. The development of e-commerce in the digital economy in the context of the fourth industrial revolution. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(8):22-32. (In Russ.)