Экономические аспекты внедрения CRM-систем в деятельность санаторно-курортных организаций
Аннотация
В условиях динамичного развития цифровых технологий и усиления конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг актуальность исследования экономических аспектов внедрения CRM-систем приобретает особое значение. Традиционные методы управления взаимоотношениями с клиентами часто оказываются недостаточно эффективными для обеспечения стабильного роста финансовых результатов и оптимизации затрат, что создает проблему для современных санаторно-курортных организаций. Цель исследования – оценить экономические аспекты внедрения CRM-систем в деятельность санаторно-курортных организаций путем выявления ключевых путей оптимизации расходов на их приобретение, настройку и эксплуатацию для повышения эффективности управления клиентской базой и конкурентоспособности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что интеграция CRM-систем способствует снижению операционных расходов, повышению качества обслуживания и увеличению повторных обращений клиентов. Ключевые выводы указывают на значительный потенциал CRM-технологий как инструмента цифровой трансформации, позволяющего оптимизировать бизнес-процессы и улучшить финансовые результаты санаторно-курортных организаций.
Об авторах
Т. Е. ГварлианиРоссия
Татьяна Евгеньевна Гварлиани – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры инновационных технологий в экономике и управлении
Сочи
А. О. Алтунян
Россия
Артур Оганесович Алтунян – аспирант кафедры инновационных технологий в экономике и управлении
Сочи
Список литературы
1. Evaluating electronic customer relationship management system success: the mediating role of customer satisfaction / M. Al-Bashayreh, D. Almajali, M. Al-Okaily [et al.] // Sustainability. 2022. Vol. 14, No. 19.
2. Al-Kharabsheh A. The effect of customer relationship management on customer satisfaction performance in the hotel industry in Jordan // Innovative Marketing. 2024. Vol. 20, No. 4. doi:10.21511/im.20(4).2024.12.
3. Factors affecting the successful implementation of customer relationship management in 3-to-5-star hotels in Viet Nam / Nguyen Viet Thai, Bui Thi Quynh Trang, Quy Nguyen [et al.] // Cogent Social Sciences. 2024. Vol. 10, No. 1. doi:10.1080/23311886.2024.2316062.
4. Котлер Ф., Келлер К., Чернев А. Маркетинг менеджмент. 16-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2024. 608 с.
5. Белова А.О. Экономическая эффективность внедрения CRM-систем: анализ преимуществ и показателей // Актуальные исследования. 2025. № 6 (241). С. 10–14.
6. Сеидханова Г.Г. Роль информационных систем в современной экономике // Символ науки. 2024. № 5-1-1.
7. Самохин А.А., Самылина Д.А. CRM-система как инструмент формирования коммуникационной стратегии: практика коммерческих медицинских организаций // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2022. Т. 7, № 4. С. 86–103.
8. Цены на настройку CRM с 28.04.2025 г. URL: https://www.yalstudio.ru/price/crm-ceny (дата обращения: 08.05.2025).
9. Стоимость CRM (для России). URL: https://www.crm2web.ru/tags/stoimost_crm/ (дата обращения: 08.05.2025).
10. Techrepublic : [интернет-журнал в области IT] : офиц. сайт. URL: https://www.techrepublic.com/article/gartner-it-infrastructure-trends/ (дата обращения: 28.09.2024).
11. Zendesk : [CRM-сервис] : офиц. сайт. URL: https://www.zendesk.com/blog/tags/sales/ (дата обращения: 15.09.2024).
12. Интервью: Александр Дмитриев об автоматизации отдела продаж санатория. URL: https://www.travelline.ru/blog/intervyu-ob-avtomatizatsii-sanatoriya/?utm_source (дата обращения: 29.09.2024).
13. Яковлева И.В. Внедрение CRM-системы как инструмента повышения эффективности финансово-экономической деятельности организации // Фундаментальные исследования. 2022. № 12. С. 118–122.
14. Ахундова Л.Ф. Использование CRM-систем в индустрии туризма и гостиничного бизнеса как фактор повышения их конкурентоспособности // Экономика и социум. 2016. № 6-3 (25). С. 369–374.
15. Salesforce : [CRM-сервис] : офиц. сайт. URL: https://www.salesforce.com/blog/sales/ (дата обращения: 15.09.2024).
16. Оборин М.С., Нагоева Т.А. Исследование методов оценки конкурентоспособности регионального санаторно-курортного комплекса // Экономический анализ: теория и практика. 2018. № 11 (482). С. 2043–2065.
17. Независимый аудит санаторно-курортной организации : [отчет консалтинговой компании]. URL: https://medicalbusinesschool.com/sanatorium_audit (дата обращения: 06.04.2025).
18. Вальчук Э.Э., Фурс С.Л. Критерии оценки медицинской эффективности деятельности санаторно-курортных организаций : инструкция по применению / Министерство здравоохранения Республики Беларусь ; Научно-исследовательский институт медико-социальной экспертизы и реабилитации, Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения. Минск, 2002.
19. Лебедева И.В., Кудрин B.C., Лейзерман В.Г. Комплексная оценка эффективности деятельности санатория как самостоятельного хозяйствующего субъекта: методические подходы и организационные технологии // Здравоохранение РФ. 2001. № 7. С. 109–123.
20. Мадаханов А.С., Халилов И.Х. Оценка эффективности деятельности санаторно-курортных учреждений (Обзор литературы) // Re-health journal. 2023. № 1-2 (17). С. 49–56.
21. Аналитические исследования финансово-экономических процессов и их нормативно-правового регулирования : монография / под ред. Т.Е. Гварлиани. Сочи : СГУ, 2023. 244 с.
22. Коробочная CRM для отеля «А-море». URL: https://www.bitrix24.ru/partners/case/15757898/ (дата обращения: 08.05.2025).
23. Автоматизация управления взаимоотношениями с клиентами и управления продажами на базе ПП «1С:Предприятие 8. CRM КОРП» в ФГБУ «Клинический Санаторий «Барвиха». URL: https://1ccrm.com/avtomatizacziya-upravleniya-vzaimootnosheniyami-s-klientami-i-upravleniya-prodazhami-na-baze-pp-1spredpriyatie-8-crm-korp-v-fgbu-klinicheskij-sanatorij-barviha/ (дата обращения: 08.05.2025).
24. Изменение цен на лицензии. URL: https://rbs-crm.ru/izmenenie-czen-na-liczenzii/ (дата обращения: 08.05.2025).
25. Что такое low-code/no-code платформа и CRM, CRM+, ERP. URL: https://habr.com/ru/articles/456710/ (дата обращения: 08.05.2025).
26. Как оптимизировать затраты при помощи CRM?. URL: https://www.prostoy.ru/2391.html (дата обращения: 08.05.2025).
27. Гузиева Л.М., Богатырева А.А. Подходы к сегментации IT-рынка в цифровую эпоху и исследование его состояния в России // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2024. № 8 (238). С. 41–48.
Рецензия
Для цитирования:
Гварлиани Т.Е., Алтунян А.О. Экономические аспекты внедрения CRM-систем в деятельность санаторно-курортных организаций. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(6):41-54.
For citation:
Gvarliani T.E., Altunyan A.O. Economic aspects of the introduction of CRM systems in the activities of sanatorium-resort organizations. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(6):41-54. (In Russ.)
