Структурные основы локализации инновационных процессов в отечественной индустрии автокомпонентов
Аннотация
За последние десятилетия российская автомобилестроительная отрасль последовательно прошла три стадии локализации от низшей к высшей. Переход между ними обусловливался исключительно политическими причинами, что подводит к выводу, что экономика и политика – явления, неразрывно связанные и не существующие отдельно друг от друга. Поэтому с точки зрения текущих реалий нерационально мыслить чисто экономическими императивами и необходимо учитывать возможные и реальные политические риски в отраслевом планировании. Проще говоря, протекционизм и стремление к импортозамещению являются разумными мерами, призванными защитить собственную промышленность и экономическую самодостаточность, и локализация производств здесь находится в соответствии с обозначенным фокусом развития. Конечно, невозможно развиваться в полной изоляции, однако независимость в ключевых критических областях, а особенно в технологиях, выступает важным аспектом как государственной политики, так и бизнес-планирования. В условиях собственного технологического отставания актуален вопрос локализации, заимствования и переноса технологий и производств в страну. Для автомобилестроительной отрасли – драйвера инноваций в промышленности – данный вопрос имеет наивысший приоритет и актуальность в существующих политико-экономических реалиях последнего десятилетия. В этом ключе находится и текущая работа, которая посвящена анализу процесса локализации инновационных процессов в отечественной индустрии автокомпонентов. Автор считает, что наиболее рациональным способом реализации поставленных задач является кластеризация и создание аналогичных интегрированных структур, которые за счет эффекта масштаба и связности участников производственной кооперации повысят общие показатели конкурентоспособности и эффективности.
Об авторе
М. И. ЛяченковРоссия
Михаил Игоревич Ляченков – аспирант
Самара
Список литературы
1. Чудаева А.А. «Фабрики будущего» в автомобильной промышленности РФ: предпосылки создания и ограничения // Теория и практика общественного развития. 2023. № 5 (181). С. 81–87. doi:10.24158/tipor.2023.5.10.
2. Капустина И.В., Григорьева К.А. Импорт автокомпонентов как фактор лабильности рынка автомобилестроения // Beneficium. 2022. № 3 (44). С. 49–56. doi:10.34680/BENEFICIUM.2022.3(44).49-56.
3. Родин О.А. Исследование характеристик инновационного производства в отрасли автомобилестроения РФ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 11-4 (98). С. 233–235. doi:10.24412/2500-1000-2024-11-4-233-235.
4. Алиханов: Будем стимулировать индустрию автокомпонентов к применению отечественной химии. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/alixanov-budem-stimulirovat-industriyu-avtokomponentov-k-primeneniyu-otecestvennoi-ximii-5975270 (дата обращения: 03.03.2025).
5. Перечень критически важных технологий и автомобильных компонентов : утв. приказом Минпромторга России от 04.05.2023 № 1648 (с изм. от 17.08.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_468190/ (дата обращения: 03.03.2025).
6. Арисова М.Б. Развитие глубины локализации производственных процессов на предприятиях автомобилестроения // Финансовая экономика. 2018. № 8. С. 9–12.
7. Ширинов А.Ш. Локализация как фактор снижения издержек в цепочках добавленной стоимости в автомобилестроении // Горизонты экономики. 2021. № 4 (63). С. 38–54.
8. Цыпин А.П., Овсянников В.А. Оценка доли иностранного капитала в промышленности России // Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С. 195–198.
9. Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Бутов А.М. Российский автопром: ключевые особенности, влияние коронакризиса, перспективы развития // ЭКО. 2021. № 8 (566). С. 8–37. doi:10.30680/ECO0131-7652-2021-8-8-37.
10. Грязнов С.А. Основные проблемы политики импортозамещения // Modern Science. 2022. № 5-1. С. 27–30.
11. Проблемы и перспективы развития автомобильного рынка России в условиях зарубежных санкций / М.П. Логинов, Н.В. Усова, К.М. Елин, Д.А. Капустин // Актуальные проблемы экономики и управления. 2023. № 2 (38). С. 62–69.
12. Перспективы развития отечественного автопрома в условиях экспансии китайского капитала / И.А. Максимцев, К.Б. Костин, О.А. Онуфриева [и др.] // Вопросы инновационной экономики. 2024. Т. 14, № 1. С. 271–290. doi:10.18334/vinec.14.1.120140.
13. Милякин С.Р., Скубачевская Н.Д., Валеев С.В. Автомобильный рынок в новых условиях: состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2024. № 2 (203). С. 138–151. doi:10.47711/0868-6351-203-138-151.
14. Фомин И.Ф. О мерах таможенного учета в обеспечении локализации автомобилестроения и социально-экономическое развитие регионов // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30022773_69288766.PDF (дата обращения: 03.03.2025).
15. Банников С.А. Мировые тренды роботизации и перспективы ее развития в России // Beneficium. 2023. № 2 (47). С. 6–12. doi:10.34680/BENEFICIUM.2023.2(47).6-12.
16. Атлас промышленности / Государственная информационная система поддержки. URL: https://gisp.gov.ru/gisip/#/sections/parks:2326/map/35.641796,56.846105/10/parks:wkWIC?lng=ru&stats=parks.2326 (дата обращения: 03.03.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Ляченков М.И. Структурные основы локализации инновационных процессов в отечественной индустрии автокомпонентов. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(6):75-83.
For citation:
Lyachenkov M.I. Structural foundations of localization of innovative processes in the domestic industry of auto components. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(6):75-83. (In Russ.)
