Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Электронные ценники в розничной торговле: преимущества и ограничения

Аннотация

Одним из основных прав потребителей является право на информацию, которое подразумевает и ознакомление покупателя с ценой товара, осуществляемое с помощью ценников, прикрепленных на продукт или расположенных рядом с ним. В статье изучены основные законодательные нормы, регулирующие использование ценников в розничной торговле в Российской Федерации. Рассмотрены организационные, технические и экономические преимущества использования электронных ценников в традиционной розничной торговле, исследованы предлагаемые на рынке технические решения в этой сфере. Констатируется постепенный отход от использования традиционных ценников в сторону применения электронных носителей, которые все чаще выбирают торговые предприятия разного типа и формата. В качестве основного ограничителя применения электронных ценников определены значительные единовременные затраты на закупку ценников, на внедрение технологии в рамках отдельного торгового предприятия, на последующее обслуживание информационной системы. Рассмотрены иные препятствия на пути более широкого использования электронных указателей цены в современных условиях. Изучены практические аспекты совместного использования методов динамического ценообразования и электронных ценников в традиционной розничной торговле. Отмечено, что электронные ценники являются необходимым условием для успешности использования динамического ценообразования в розничной торговле.

Об авторе

С. Г. Холмовский
Байкальский государственный университет
Россия

Станислав Геннадьевич Холмовский – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и сервиса

Иркутск



Список литературы

1. Ценообразование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Т.Г. Касьяненко. 7-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2017. 437 с.

2. Марн М., Регнер Э., Завада К. Ценовое преимущество: сколько должен стоить ваш товар? / науч. ред. В. Ионов ; ред. Е. Дронова ; пер. с англ. Т. Гутниковой. Москва : Альпина Паблишер, 2015. 318 с.

3. Орлова Т.Т., Ильина М.С. Парадигмы ценообразования: условия реализации // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2007. № 2 (52). С. 19–22.

4. Нэгл Т., Холден Р. Стратегия и тактика ценообразования. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 543 с.

5. Новикова Н.Г. Факторный анализ результатов управления ассортиментом в логистической системе организации и ее конкурентоспособность (на примере услуг розничной торговли) // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2016. Т. 26, № 2. С. 274–283.

6. Щербакова И.Н. Ценовая политика России в современных условиях // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 2.

7. Карпов С.В., Русин В.Н., Рожков И.В. Управление ценами. Москва : ИНФРА-М, 2016. 236 с.

8. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 20.11.2024).

9. О защите прав потребителей : Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 08.08.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 20.11.2024).

10. ГОСТ Р 51303-2023. Торговля. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации : утв. Приказом Росстандарта от 30.06.2023 № 469-ст. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457788/ (дата обращения: 20.11.2024).

11. Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 (ред. от 17.05.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622 (дата обращения: 20.11.2024).

12. Золотова В.И., Константинов А.В. Перспективы внедрения системы электронных ценников в современные магазины // Заметки ученого. 2020. № 11. С. 127–130.

13. Shelf Labeling 101: What is an Electronic Shelf Label?. URL: https://www.solumesl.com/en/insights/what-is-an-electronic-shelf-label (дата обращения: 20.11.2024).

14. Журабаев Е. Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии?. URL: https://www.retail.ru/articles/elektronnye-tsenniki-est-li-perspektivy-u-tekhnologii/ (дата обращения: 20.11.2024).

15. Пьянков В.В., Подзолкова А.А. Актуальность применения электронных ценников в сегменте food – retail // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2021. Т. 12, № 2. С. 22–31.

16. Шумилова А.А. Роль инновационных технологий в развитии розничных торговых сетей // Инновационное развитие современной науки : сб. науч. тр. по материалам XXX Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 10 дек. 2020 г. Анапа : Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов в Южном федеральном округе, 2020. С. 151–154.

17. What are Electronic Labels? 5 Benefits of Electonic Shelf Labels in Pricing Management. URL: https://www.symson.com/blog/what-are-electronic-labels (дата обращения: 20.11.2024).

18. Электронные ценники. URL: https://shtrih-enter.ru/state/electricpi.html (дата обращения: 20.11.2024).

19. Дершень А.Г. Динамическое ценообразование: определение, сущность // Экономика, бизнес, инновации : сб. ст. VIII междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 5 июня 2019 г. Пенза : Наука и просвещение, 2019. С. 192–194.

20. Динамическое ценообразование : практическое руководство – 2024 для Ритейла и eCom. URL: https://imprice.ru/dynamic-pricing (дата обращения: 20.11.2024).

21. Gibson K. Dynamic pricing: what it is and why it’s important. URL: https://online.hbs.edu/blog/post/what-is-dynamic-pricing (дата обращения: 20.11.2024).

22. Скобина А.М. Проблемы внедрения электронных ценников на торговых предприятиях // Проблемы развития предприятий: теория и практика : сб. ст. IX Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, 18–19 апр. 2022 г. / под науч. ред. В.И. Будиной. Пенза : Пенз. гос. аграр. ун-т, 2022. С. 157–161.

23. Электронные ценники в «Перекрестках»: что это за гаджет, зачем он нужен и чем удобен. URL: https://kod.ru/elektronnye-tsenniki-v-perekryostkakh-chto-eto-za-gadzhet (дата обращения: 20.11.2024).

24. Невротов Л.К. Оценка целесообразности применения технологии электронных ценников в FMCG-секторе розничной торговли // Современные тренды управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту : сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14 мая 2024 г. Екатеринбург : Институт цифровой экономики и права, 2024. С. 73–77.


Рецензия

Для цитирования:


Холмовский С.Г. Электронные ценники в розничной торговле: преимущества и ограничения. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(6):84-92.

For citation:


Kholmovsky S.G. Electronic price tags in retail: advantages and limitations. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(6):84-92. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)