Ценообразование в дизайне: сравнение рыночного и нормативного подходов
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, активным развитием как в мире, так и в России креативных индустрий, а с другой – недостаточной развитостью практических инструментов и механизмов нормативного ценообразования, соответствующих рыночным механизмам. Авторами предложена классификация рыночных методов ценообразования в отечественной сфере дизайна интерьеров, проведено сравнение рыночных и нормативных методик, представлена методика учета региональной специфики ценообразования на рынке услуг отечественного интерьерного дизайна через коэффициенты. Предметом исследования является анализ рыночных и нормативных методик ценообразования в дизайне и сравнение результатов их практического применения. Объект исследования – отечественные методики нормативного и практика рыночного ценообразования в дизайне среды. Цель работы – осуществление анализа результатов применения методик нормативного и рыночного ценообразования. В качестве методологической базы проводимого исследования рыночного и нормативного ценообразования в дизайне выступили такие методы научного исследования, как методы сравнения и классификации, анализ (нормативный и позитивный), синтез, методы индукции и дедукции и др.
Об авторах
Н. А. СувороваРоссия
Наталия Алексеевна Суворова – кандидат экономических наук, доцент кафедры архитектуры, дизайна и экологии
Сочи
Л. В. Табак
Россия
Лариса Владимировна Табак – кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой архитектуры, дизайна и экологии
Сочи
Список литературы
1. Кузнецова Н.В. Новая парадигма современности – креативная экономика // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. № 1. С. 15–37.
2. Морданов М.А. Оценка уровня креативности регионов России: применение индекса Флориды в современных реалиях // Креативная экономика. 2022. № 6. С. 2093–2110.
3. Хестанов Р. Креативные индустрии – модели развития // Социологическое обозрение. 2018. № 3. С. 173–196.
4. Расценки на разработку дизайн-проектов : рекомендации по определению величины авторского вознаграждения за создание произведений дизайна / Союз дизайнеров России ; [под ред. С. Михайлова]. Москва, 2010.
5. Гринцевич Л.В., Булло Л.М. Создание конкурентного преимущества продуктов за счет дизайнерских решений и защиты интеллектуальной собственности // Вестник ВГТУ. 2024. № 1. С. 158–174.
6. Тарасова О.П., Халиуллина О.Р. Организация проектной деятельности : учеб. пособие для СПО. Саратов : Профобразование, 2020. 164 c.
7. Демура Н.А. Экономика и организация производства предприятий народных промыслов : учеб. пособие. Белгород : Белгород. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова, 2019. 166 c.
8. Ленсу Я.Ю. Экспертиза проектов дизайна : учеб. пособие. Минск : Вышэйшая школа, 2022. 128 c.
9. Сколько стоили услуги дизайн-студий в 2023 году. URL: https://basicdecor.ru/blog/post/stoili-uslugidizain-studiy-2023-godu/#sticky1 (дата обращения: 15.09.2024).
10. Индексы потребительских цен на услуги по Российской Федерации, 1992–2024 / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 15.09.2024).
11. Колычева В.А. Классификация факторов ценообразования на рынке произведений искусства // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 41. С.44–48.
12. Бегма Ю.С., Шабельникова Д.В. Секреты ценообразования на арт-рынке // Экономический журнал. 2010. № 20. С. 128–132.
13. Литвин В.Р. Ценообразование на предметы искусства // Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века (ДИСК-2016) : сб. материалов Всерос. науч. конф. молодых исследователей, Москва, 7–9 дек. 2016 г. / Московский государственный университет дизайна и технологии. Москва, 2016. Ч. 3. С. 39–41.
14. Быстров О.Ф., Мусатов Д.В., Сакрюкин Е.В. Методы ценообразования, балловый метод, метод БОФа // Economics. 2018. № 4 (36). С. 6–10.
15. Перепелкина Ю.В., Эркин А.Ф., Малышкина А.А. Методы динамического ценообразования на основе параметров дизайна нового продукта // Экономико-правовые и социологические дискуссии в условиях глобализации : материалы Х Всерос. науч.-практ. конф., Рязань, 18 мая 2023 г. Рязань : Концепция, 2023. С. 106–109.
16. Тарасова О.П., Чепуров И.В. Система критериев и показателей как инструментарий оценки качества дизайн-проекта // Дизайн и технологии. 2017. № 61 (103). С. 123–133.
17. Тарасова О.П., Халиуллина О.Р. Структура проектной деятельности в дизайне предметно-пространственной среды // Дизайн и технологии. 2019. № 70 (112). С. 22–27.
18. Marion T.J., Meyer M.H. Application of industrial design and cost engineering to new product deve- lopment in early stage firms // Journal of Product Innovation Management. 2011. No. 5. Pp. 773–786.
19. Nur Maizura Ahmad Noorhani, Arniatul Aiza Mustapha, Hamimah Adnan. Roles and tasks of the interior designer in project management at the design stage // International Journal of Sustainable Construction Engineering and Technology. 2022. No. 12 (5). Pp. 136–146.
20. Pandolfi A., Conconi M. Training of interior designers to conduct feasibility studies of a project // International Journal of Innovation and Research in the Field of Educational Sciences. 2018. No. 6. Pp. 694– 703.
21. Shaharudin N., Nurkhani N.M.A., Mustafa A.A. Knowledge and skills of a project manager in interior design at the design stage // 3rd International Conference on the Built Environment and Engineering. 2022. Pp. 259–261.
22. Yazicioglu D.A. Regression model for assessing the cost of interior design at the preliminary stage // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. No. 51. Pp. 595–608.
Рецензия
Для цитирования:
Суворова Н.А., Табак Л.В. Ценообразование в дизайне: сравнение рыночного и нормативного подходов. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(4):75–89.
For citation:
Suvorova N.A., Tabak L.V. Pricing in design: a comparison of market and regulatory approaches. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(4):75–89. (In Russ.)