Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Переход к туристической инновационной модели: «умный» туризм

https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-3-221-21-29

Аннотация

В течение последних нескольких лет туризм непрерывно развивается. Интенсивная диверсификация делает его все более глобализированным, конкурентоспособным сектором с постоянными потребностями в инновациях. Инновации в сфере туризма связаны с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), что изменило методы работы отрасли. Смартфон, сенсорные устройства, сотовая связь и интернет вещей (IoT) — новейшие технологии, обеспечивающие услугами на основе местоположения. Цель статьи — дать представление о текущем понимании того, что такое «умный» туризм. «Умный» город использует возможности технологий для оптимизации устойчивости и улучшения жизни людей. Авторами рассмотрены 6 областей «умного» туризма: «умные» туристы, «умные» жители, «умная» мобильность, «умное» управление, «умная» экономика и «умная» устойчивость.

Об авторах

А. Г. Сарафанова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Анастасия Геннадьевна Сарафанова – научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета

Москва



А. А. Сарафанов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Александр Александрович Сарафанов – кандидат технических наук, старший научный сотрудник кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета

Москва



Список литературы

1. Smart tourism: Foundations and developments / U. Gretzel, M. Sigala, Z. Xiang, C. Koo // Electronic Markets. 2015. Vol. 25 (3). Pp. 179–188. doi:10.1007/s12525-015-0196-8.

2. Transition towards a tourist innovation model: The smart tourism destination Reality or territorial marketing? / E. Enrique Sigalat-Signes, R. Calvo-Palomares, B. Roig-Merinoa, I. García-Adána // Journal of Innovation & Knowledge. 2020. Vol. 5. doi:10.1016/j.jik.2019.06.002.

3. Buhalis D. Marketing the competitive destination of the future // Tourism Management. 2000. Vol. 21 (1). Pp. 97–116. doi:10.1016/S0261-5177(99)00095-3.

4. Lopez de Avila A. Smart Destinations: XXI Century Tourism // Presented at the ENTER2015 Conference on Information and Communication Technologies in Tourism, Lugano, Switzerland, 2015. Feb. 4-6.

5. Amsterdam Smart City. URL: http://amsterdamsmartcity.com/ (дата обращения: 13.02.2023).

6. Visit Seoul. URL: http://www.visitseoul.net (дата обращения: 13.02.2023).

7. Kontogianni A., Alepis E. Smart tourism: State of the art and literature review for the last six years // Array. 2020. Vol. 6. doi:10.1016/j.array.2020.100020.

8. Um T., Chung N. Does smart tourism technology matter? Lessons from three smart tourism cities in South Korea // Asia Pacific Journal of Tourism Research. 2021. Vol. 26 (4). Pp. 396–414. doi:10.1080/10941665.2019.1595691.

9. Lee P., Zach F.J., Chung N. Progress in smart tourism 2010-2017: A systematic literature review // Journal of Smart Tourism. 2021. Vol. 1 (1). Pp. 19–30. doi:10.52255/smarttourism.2021.1.1.4.

10. Guía para la reactivación de los destinos turísticos inteligentes tras el COVID-19. URL: https://tecno-hotelnews.com/2020/07/reactivacion-destinos-turisticos-inteligentes/ (дата обращения: 10.02.2023).

11. Destinos turísticos inteligentes de la Comunitat Valenciana, 2020 / Instituto Valenciano de Tecnologías Turísticas. URL: https://invattur.es/modelo-destinos-turisticos-inteligentes.html (дата обращения: 07.02.2023).

12. Measuring the progress of smart destinations: The use of indicators as a management tool / J.A. Ivars-Baidal, M.A. Celdran-Bernabeu, F. Femenia-Serra, J.F. Perles-Ribes, D. Giner-Sanchez // Journal of Destination Marketing & Management. 2021. Vol. 19. doi:10.1016/j.jdmm.2020.100531.

13. Cohen B. The smartness cities in the world 2015: Methodology. URL: https://www.fastcom-pany.com/3038818/the-smartest-cities-in-the-world-2015-methodology (date of access: 02.02.2023).

14. Pantic N. How many photos will be taken in 2021? URL: https://news.mylio.com/how-many-photos-will-be-taken-in-2021-stats/ (дата обращения: 27.01.2023).

15. Want R., Schilit B.N., Jenson S. Enabling the internet of things // Computer. 2015. Vol. 48 (1). Pp. 28–35. doi:10.1109/MC.2015.12.

16. Gartner says the internet of things installed base will grow to 26 billion units by 2020. URL: https://www.finyear.com/Gartner-Says-the-Internet-of-Things-Installed-Base-Will-Grow-to-26-Billion-Units-By-2020_a27901.html (дата обращения: 20.01.2023).

17. Smart tourism routes based on real time data and evolutionary algorithms / M. Amorim, A. Mar, F. Monteiro, S. Sylaiou, P. Pereira, J. Martins // Digital heritage. Progress in cultural heritage: documentation, preservation, and protection : 7th international conference. 2018. Pp. 417–26. doi:10.1007/978-3-030-01762-0__36.

18. Alepis E., Kabassi K., Virvou M. Personalized museum exploration by mobile devices // Interactive mobile communication technologies and learning / M.E. Auer, T. Tsiatsos (eds.). Cham : Springer, 2018. Pp. 353–360.

19. Boletsis C., Chasanid D. Smart tourism in cities: exploring urban destinations with audio augmented reality // Proceedings of the 11th Pervasive technologies related to assistive environments conference, PETRA. 2018. Pp. 515–521. doi:10.1145/3197768.3201549.

20. Kontogianni A., Alepis E. Moments of interest: A novel cloud-based crowdsourcing application enhancing smart tourism recommendations //2019 conference 11th computer science and electronic engineering. 2019. Pp. 144–149.

21. Молчанова В.А. Тенденции инновационного развития туристских дестинаций: «умная дестинация» // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-3 (86-3). С. 715–720.


Рецензия

Для цитирования:


Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А. Переход к туристической инновационной модели: «умный» туризм. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023;(3):21-29. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-3-221-21-29

For citation:


Sarafanova А.G., Sarafanov А.А. Transition to a tourism innovative model: smart tourism. Vestnik of Samara State University of Economics. 2023;(3):21-29. (In Russ.) https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-3-221-21-29

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)