Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Конкуренция и конкурентоспособность в современной парадигме экономического развития

Аннотация

В статье проведено исследование теоретических подходов к определению понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность». Рассмотрены и проанализированы существующие рынки по степени их конкурентной борьбы, основные виды конкуренции, а также модели конкурентных рынков. Анализ научных работ отечественных и зарубежных экономистов, которые являются представителями ключевых направлений современной экономической мысли, позволил выделить основные характеристики и подходы к данным категориям. На основе критического анализа определены перечень и содержание следующих подходов: политэкономического, структурного, системного, математического, предпринимательского, функционального, ресурсного, маркетингово-дифференцированного, инновационного. В процессе изучения этапов глобализации экономики, цифровой трансформации, оцифровки и цифровизации выделены основные элементы характеристик вышеперечисленный понятий. Проведенное исследование позволило сформулировать авторскую интерпретацию понятия конкурентоспособности организации в условиях цифровой трансформации.

Об авторах

Н. А. Пинясова
Сибирский федеральный университет
Россия

Наталья Александровна Пинясова – соискатель

Красноярск



Ю. Ю. Суслова
Сибирский федеральный университет
Россия

Юлия Юрьевна Суслова – доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой торгового дела и маркетинга, директор института торговли и сферы услуг

Красноярск



А. В. Волошин
Сибирский федеральный университет
Россия

Андрей Владимирович Волошин – кандидат экономических наук, доцент, доцент института торговли и сферы услуг

Красноярск



Список литературы

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : пер. с англ. Москва : Эксмо, 2022. 1056 с.

2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное : пер. с англ. Москва : Эксмо, 2007. 960 с.

3. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Экономические софизмы; Экономические гармонии. Москва : Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, 2000. 299 с.

4. Милль Дж.С. Основы политической экономии : в 3 т. Москва : Прогресс, 1980.

5. Маркс К. Капитал. Т. 3. Москва : Наука, 1990. 1078 с.

6. Блауг М. Общее равновесие по Вальрасу // Экономическая мысль в ретроспективе. Москва, 1994. С. 6–27.

7. Cournot A. Recherches sur les Principes Mathematiques de la Theorie des Richesses. Paris : Hachette, 1838.

8. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. Т. 1 : пер. с англ. Москва : Прогресс, 1993. 415 с.

9. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Москва : Центр, 1997. 349 с.

10. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: избранное : пер. с англ. Москва : Эксмо, 2007. 957 с.

11. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции : пер. с англ. Москва : Прогресс, 1986. 476 с.

12. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль : пер. с англ. Москва : Дело, 2003. 359 с.

13. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов : пер. с англ. Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

14. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Москва : Прогресс, 1982. 455 с.

15. Хайек Ф. Смысл конкуренции // Современная конкуренция. 2009. № 3 (15). С. 18–28.

16. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 2 : пер. с англ. Москва : Республика, 1992. 404 с.

17. Хейне П. Экономический образ мышления. Москва : Дело, 1993. 702 с.

18. Гордон Я. Целевая конкуренция. Москва : Вершина, 2006. 386 с.

19. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. Москва : Инфра-М, 2015. 724 с.

20. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика : монография. Москва : Центр экономики и маркетинга, 1996. 208 с.

21. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики : справ. пособие. Москва : Крон–Пресс, 1993. 302 с.

22. Ахтариева Р.Р. Институциональные формы регулирования отношений конкурентоспособности субъектов хозяйствования // Экономика и управление. 2008. № 5 (37). С. 69–71.

23. Городецкий А., Лыкова Л. Конкуренция и монополия в советской экономике // Общественные науки. 1991. № 1. С. 31–44.

24. Завьялов П.С. Конкуренция – неотъемлемое свойство развитого рынка // Маркетинг. 2007. № 5. С. 2–14.

25. Иванов В.Н., Фокина И.А. Методические основы управления конкурентоспособностью // Инновационные подходы к модернизации современного общества : материалы Межвуз. науч.-практ. конф. / Чебокс. коопер. ин-т. Чебоксары, 2010. С. 41–44.

26. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность как национальная кадровая проблема // Высшее образование в России. 1999. № 2. С. 18–22.

27. Энциклопедический словарь : в 86 т. / издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Санкт-Петербург, 1895. Т. XVI. 495 с.

28. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Москва : Книжный мир, 2013. 860 с.

29. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. Москва : Инфа-М, 1998. 280 с.

30. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3 (21). С. 38–67.

31. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Москва : Гном-Пресс, 2014. 304 с.

32. Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. Москва : Русская Деловая Литература, 1999. 416 с.

33. Василевская А.А., Лунин И.А. Конкуренция и ее роль в современной экономической системе // Студенческий научный форум : материалы X Междунар. студенч. науч. конф. / Самарский государственный экономический университет. Самара, 2018. С. 1–20.

34. Кулешова А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. Москва : Велби : Проспект, 2014. 256 с.

35. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. В 4 т. Т. 2: Товар. Торговые сделки. Москва : Статут, 2005. 412 с.

36. Портер М. Конкуренция : пер. с англ. Москва : Инфра-М, 2002. 325 с.

37. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент : пер. с англ. Санкт-Петербург : Питер, 2011. 816 с.

38. Ворожбит О.Ю. Теоретические и методологические основы управления конкурентоспособностью предпринимательских структур в рыбной промышленности : автореф. дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05. Владивосток, 2009. 41 с.

39. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. Москва : Финансы и статистика, 2005. 560 с.

40. Светуньков С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью // Бизнес и банки. 2004. № 1. С. 15–21.

41. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза : монография / А.Г. Гранберг, И.М. Бусыгина, В.Г. Введенский [и др.]. Москва : Экономика, 2000. 440 с.

42. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент. Москва : Эксмо, 2006. 459 с.

43. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России (теоретические основы и методология) : монография. Москва : Реабилитация, 2007. 368 с.

44. Баринов В.А., Синельников А.В. Развитие организаций в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 6. С. 3–13.

45. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товара : учеб. пособие. Москва : Дашкова и К, 2018. 293 с.

46. Голубков Е.П. Основы маркетинга : учебник. 2-е изд. Москва : Финпресс, 2003. 688 с.

47. Дементьева А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. 2000. № 3. С. 64–67.

48. Яшин Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методология, оценка, регулирование. Саратов : СГЭА, 2004. 248 с.

49. Адаева Т.Ю. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия. Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1999. 27 с.

50. Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. № 3. С. 34–45.

51. Швец В.Е. Об управлении конкурентоспособностью продукции на предприятии. Ленинград : Знание, 1990. 32 с

52. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 1995. № 11. С. 108–111.

53. Мескон М.Х. Основы менеджмента. Москва : Дело, 1993. 704 с

54. Горькова Т., Шаповалов Г. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве // Экономист. 1999. № 6. С. 66–73.

55. Миргородская Е.О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Философия хозяйства. 2005. № 4/5. С. 40–41.

56. Богомолова И.П., Хохлов Е.В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 113–119.

57. Коллонтай В.М. Мировое хозяйство или глобальная экономика? // Философия хозяйства. 2002. № 3. С. 9–18.

58. Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Москва : Маркет ДС, 2006. 458 с.

59. Завьялов П.С. Конкурентоспособность и маркетинг // Российский экономический журнал. 2005. № 12. С. 14–18.

60. Андреева Т.А. Интеграция менеджмента качества в систему стратегического управления организации // Вестник СГСЭУ. 2014. № 2. С. 29–34.

61. Dunn M. The Economic of modern manufacturing: technology, strategy and organization // American Economic Review. 1990. No. 80. Рр. 511–528.

62. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики. Концепция опережающего развития : монография. Красноярск : Сибир. гос. технол. ун-т, 2001. 230 с.

63. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. Москва : Юристъ, 1999. 384 с.

64. Бондаренко Е.Н. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региона // Наукапарк. 2011. № 2 (3). С. 88–95.

65. Конкурентоспособность России в глобальной экономике : [монография] / А.А. Дынкин, Ю.В. Куренков, Ю.Л. Адно [и др.] ; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. Москва : Междунар. отношения, 2003. 374 с.

66. Костин М.Н., Фасхиев Х.А. Измерение конкурентоспособности предприятий // Менеджмент организации ХХI века : тезисы докладов Междунар. науч.-практ. конф. Набережные Челны, 2001. С. 115–117.

67. Бабенко Д.Н. Обеспечение устойчивого функционирования предприятия на основе управления его конкурентоспособностью : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05. Краснодар, 2004. 25 с.

68. Коммерческое товароведение и экспертиза : учеб. пособие / под ред. Г.А. Васильева, Н.А. Нагапетьянца. Москва : Банки и биржи : Юнити, 1997. 133 с.

69. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 205–213.

70. Пичурин И.И. Всеобщее руководство качеством промышленной продукции. Екатеринбург : Изд-во ИМИР, 2001. 249 с.

71. Катернюк А.В. Конкурентоспособность продукции мясоперерабатывающих предприятий Приморского края // Мясная индустрия. 2008. № 11. С. 14–18.

72. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. Санкт-Петербург : Питер, 2000. 284 с.

73. Савинов Ю.А. Конкурентоспособность российских предприятий в сфере международной торговли // Вопросы статистики. 2004. № 7. С. 15–29.

74. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. Москва : Маркетинг, 2002. 892 с.

75. Азгальдов Г.Г. Потребительная стоимость и ее измерение. Москва : Экономика, 1971. 167 с.

76. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Москва : Соц.-полит. журн., 1996. 192 с.

77. Рудычев A.A. Повышение конкурентоспособности строительных материалов на внешнем рынке. Санкт-Петербург : Химия, 1998. 208 с.

78. Осипов Ю.М. Конкурентоспособность наукоемкой машиностроительной продукции: экономика и менеджмент : монография. Томск : Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2002. 247 с.

79. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. Москва : Изд-во стандартов, 2001. 125 с.

80. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг : [повышение качества территориального управления, конкурентоспособность территории, реализация на уровне страны, региона, муниципального образования]. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 368 с.

81. Фасхиев Х.А., Гараев И.М. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг // Информационные и социально-экономические аспекты создания современных технологий: SciTech. 2004. № 15. URL: http://www.kampi.ru/scitech/base/nоmer15/ (дата обращения: 14.02.2024).

82. Минько Э.В., Кричевский М.П. Качество и конкурентоспособность : [методы оценки конкурентоспособности, сертификация продукции, экономические вопросы при управлении качеством]. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 267 с.

83. Чурсин А.А. Управление конкурентоспособностью организации. Москва : Информтехника, 2006. 215 с.

84. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. Москва : Новости, 2000. 256 с.

85. Юрова Е.С. Анализ и определение экономической категории «конкурентоспособность предприятия». Тюмень : Тюмен. гос. архитектурно-строительная акад., 2003. 267 с.

86. Лавренова Г.А., Монина Ю.О. Бенчмаркинг как инструмент повышения конкурентоспособности малого предприятия // Вестник Воронежского государственного технологического университета. 2012. Т. 8, № 1. С. 125–128.

87. Карачурина Г.Г., Золотухина А.В., Путенихина Е.А. Инновационная конкурентоспособность региона и ее влияние на устойчивость экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 21. С. 29–34.

88. Кондратьев В.Б. Новый этап глобализации: особенности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62, № 6. С. 5–17.


Рецензия

Для цитирования:


Пинясова Н.А., Суслова Ю.Ю., Волошин А.В. Конкуренция и конкурентоспособность в современной парадигме экономического развития. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2024;(7):9-25.

For citation:


Pinyasova N.A., Suslova Yu.Yu., Voloshin A.V. Competition and competitiveness in the modern paradigm of economic development. Vestnik of Samara State University of Economics. 2024;(7):9-25. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)