Формирование комплексной системы STEM-образования в современной России: инфраструктурный аспект
Аннотация
В статье автор поднимает важный для современного российского образования вопрос – вопрос формирования инфраструктуры STEM-образования. Сегодня функционирование системы STEM-образования является обязательным условием осуществления прорывных открытий в науке и технике, реализации конкурентоспособной инновационной деятельности и, как следствие, достижения научно-технического прогресса. По сути, STEM-образование – это современный комплексный подход к изучению естественно-научного, инженерно-технического и математического циклов дисциплин, основывающийся на принципах взаимосвязанности и взаимодополнения. В ходе исследования был проведен анализ типов современных образовательных организаций и их возможностей по участию в единой системе STEM-образования. При рассмотрении системы STEM-образования автор исходил из концепции ступенчатости образования, а также из основных принципов и тенденций современного российского образования. Основной целью проведения данного исследования является определение ключевых инфраструктурных элементов STEM-образования в современной России, а также их взаимосвязей между собой. Базисом системы STEM-образования выступает интеграция «классических ступеней» образования с организациями дополнительного образования, инновационно-технологическими центрами, центрами инновационного развития и творчества. Эти положения и определяют научную новизну проводимого исследования, заключающуюся в систематизации элементов и связей в современной концепции STEM-образования. Проведенное исследование позволит сформировать преемственность, а также организовать взаимодействие в системе образовательных и научно-практических организаций, вовлеченных в процесс подготовки специалистов, что, в свою очередь, позволит повысить качество подготовки специалистов и ускорить темпы достижения технологического суверенитета РФ.
Об авторе
А. Г. ГеокчакянРоссия
Артем Геворгович Геокчакян – преподаватель кафедры управления проектом, заместитель директора института отраслевого менеджмента
Москва
Список литературы
1. Семенова Р.И., Земцов С.П., Полякова П.Н. STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России // Инновации. 2019. № 11 (253). С. 2–14.
2. Янковская А.В. Развитие science-компетенций в начальном образовании средствами lego education на занятиях объединения по интересам «Робототехника» // Современные тенденции развития начального и эстетического образования : сборник статей Международной научно-практической конференции. Могилев, 2019. С. 218–219.
3. STEM and STEAM Education in Russian Education: Conceptual Framework / L.V. Shukshina, L.A. Gegel, M.A. Erofeeva [et. al] // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2021. No. 17 (10). Em2018.
4. Солодихина М.В., Солодихина А.А. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 125–153.
5. Крылов Д.А. Формирование технологической культуры у будущих педагогов : монография. Казань : Офсет-сервис, 2010.
6. Sabirova F.M., Deryagin A.V. The creation of junior schoolchildren’s interest in the experimental study of physical phenomena using the elements of the technology of problem-based // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7 (2.13). Pр. 150–154.
7. Chanthala Ch., Santiboon T., Ponkham K. Instructional designing the STEM education model for fostering creative thinking abilities in physics laboratory environment classes // Journal 5th International confer-ence for science educators and teachers. 2018. Art. 8.
8. Анисимова Т.И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. 2018. № 11. С. 322–332.
9. Kapeliushnikov R. The phantom of technological unemployment // Russian Journal of Economics. 2019. No. 1. Pр. 88–116.
10. Segura W.A. The use of STEAM in higher education for high school teachers // Journal 21 World Multi-Conference on Systemics, Cybernetics and Informatics, Proceedings. 2017. Vol. 1. Pр. 308–312.
11. Brikoshina I.S., Birukov A.P., Geokchakyan A.G. Smart Transformation of the Project Management System and Processes as a Factor in Increasing the Efficiency and Competitiveness of the Project // "Smart Technologies" for Society, State and Economy. Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. Vol. 155. Pр. 1614–1622.
Рецензия
Для цитирования:
Геокчакян А.Г. Формирование комплексной системы STEM-образования в современной России: инфраструктурный аспект. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2024;(7):77-84.
For citation:
Geokchakyan A.G. Formation of a comprehensive system of STEM education in contemporary Russia: Infrastructure aspect. Vestnik of Samara State University of Economics. 2024;(7):77-84. (In Russ.)