Принципы построения механизма оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок университета
Аннотация
В современной отечественной литературе активно обсуждается проблематика коммерциализации инновационных разработок университетов. Преобладающим является подход, состоящий в трансфере применяемых в бизнес-среде механизмов и инструментов, в том числе в части оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок. В то же время университеты обладают рядом существенных отличий от коммерческих организаций, что снижает эффективность применения таких механизмов без их глубокой адаптации к специфическим условиям функционирования высших учебных заведений. Построение механизма оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок университетов целесообразно начать с формулирования принципов, которые позволят таргетировать его применительно к внешней и внутренней среде функционирования учреждений высшей школы. В статье представлена разработанная автором система из семи таких специфических принципов, создающих основу для формирования целевого механизма оценки потенциала коммерциализации инновационных научно-технических разработок университета.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Ю. ЗубаревРоссия
Никита Юрьевич Зубарев – аспирант кафедры экономики, начальник управления сопровождения инновационных проектов и программ
Самара
Список литературы
1. Etzkowitz H. The triple helix: university industry-government innovation in action. London : Routledge. 2008.
2. Родионова Е.М. Комплексная оценка коммерческого потенциала инновационного продукта вуза // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19 (157). С. 147–155.
3. Тихонов Н.А. Оценка коммерческого потенциала инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. 26 (281). С. 42–47.
4. Астафьев Е.В. Методика проведения оценки потенциала коммерциализации технологических инноваций, проводимой центрами трансфера технологий // Актуальные вопросы экономических наук. 2012. № 26. С. 75–80.
5. Forsman J. Awareness of technology readiness level (TRL) in analysis method development. GKN Aerospace. 2013.
6. Using the technology readiness levels scale to support technology management in the DoD’s ATD. STO environments (A findings and recommendations report conducted for army CECOM) / C. Graettinger, S. Miller, J. Siviy [et al.]. URL: https://insights.sei.cmu.edu/library/using-the-technology-readiness-levels-scale-to-support-technology-management-in-the-dods-atdsto-environments-a-findings-and-recommendations-report-conducted-for-army-cecom/ (дата обращения: 14.03.2024).
7. Механизм отбора научно-исследовательских проектов университета по уровню их коммерческого потенциала / Р.Р. Аблаев, А.А. Митус, И.А. Гребешкова [и др.] // Московский экономический журнал. 2021. № 11. С. 447–464.
8. Алгоритм ранжирования научно-исследовательских проектов и разработок университета в зависимости от уровня их коммерческого потенциала / Б.А. Букач, К.Н. Митус, С.Н. Писарюк, А.М. Дребот // Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11, № 4. С. 1627–1641.
9. Сартори А.В., Ильина Н.А., Манцевич Н.М. Концепция оценки потенциала коммерциализации результатов исследований и разработок // Высшее образование сегодня. 2019. № 6. С. 11–25.
10. Munoz-Penas J., Clarke A.H., Evald M.R. Building a commercialization capability: a dynamic capability view // Industrial Marketing Management. 2024. No. 117. Pp. 344–355.
11. Герасимов К.Б. Развитие процесса управления инновационным потенциалом организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. 1 (25). С. 12–19.
12. Nugent A., Chan H.F. Outsourcing university research commercialization to a sophisticated technology transfer office: evidence from Australian universities // Technovation. 2023. Vol. 125. URL: https://doi.org/10.1016/j.technovation.2023.102762 (дата обращения: 14.03.2024).
13. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации : указ Президента РФ от 28.02.2024 № 145. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/ (дата обращения: 14.03.2024).
14. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет2030» : постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384628/ (дата обращения: 14.03.2024).
15. Носонов А.М. Факторы формирования предпринимательских университетов в России // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=29978 (дата обращения: 14.03.2024).
16. Аникушин С.В., Лысенков С.Г. Теоретико-философские аспекты понимания категории «принцип» // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (62). С. 11–16.
17. Демин П.В. Корпоративная культура предпринимательского университета: потенциал измерения // Университетское управление: анализ и практика. 2017. Т. 21, № 2 (108). С. 65–75.
18. Орехова С.В., Никитина О.М. Внутренний рынок труда университета: проблема, неизбежность или целесообразность? // Экономика науки. 2023. Т. 9, № 3. С. 15–26.
Рецензия
Для цитирования:
Зубарев Н.Ю. Принципы построения механизма оценки потенциала коммерциализации научно-технических разработок университета. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2024;(9):85-94.
For citation:
Zubarev N.Yu. Principles of building a mechanism for assessing the potential of commercialization of scientific and technical developments of the university. Vestnik of Samara State University of Economics. 2024;(9):85-94. (In Russ.)