Некоторые теоретические аспекты моделей потребительского поведения
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития теории потребительского поведения, опыт его государственного регулирования в разных странах мира. Тенденции развития потребительского поведения в рассмотренных в статье странах в определенной мере подтверждают выводы, сделанные в ходе исследования. Отмечается, что в настоящее время доля потребительских расходов значительно больше в тех странах, где реализуется более либеральная государственная политика в отношении государственного регулирования поведения потребителей. Подчеркивается, что каким бы многообразием ни отличалось потребительское поведение, оно все же подчиняется определенным закономерностям, что дает право говорить о возможности его регулирования для обеспечения экономической стабильности и развития.
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ЛитовченкоРоссия
Литовченко В. А. – аспирант
Самара
Список литературы
1. Пикетти T. Капитал в XXI веке. Москва : Ад Маргинем Пресс, 2015. 1100 с.
2. Polanyi K. The great transformation: the political and economic origins of our time. New York : Farrar & Rinehart, 1944. 315 p.
3. Galbraith J.K. The affluent society. Boston : Houghton Mifflin, 1958. 368 p.
4. Hayek F.A. The road to serfdom. Chicago : University of Chicago Press, 1944. 274 p.
5. Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. Москва : Эксмо, 2007. 960 с.
6. Нусратуллин В.К. Принцип «Laissez faire» в экономической теории и реальной практике // Экономический вестник Донбасса. 2007. № 4 (10). С. 54–64.
7. Regulation for conservatives: behavioral economics and the case for «asymmetric paternalism» / C. Camerer, S. Issacharoff, G. Loewenstein [et al.] // University of Pennsylvania Law Review. 2003. Vol. 151, No. 3. Pp. 1211–1254.
8. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произведения / Дж.М. Кейнс. Москва, 2013.
9. Smith A., Zywicki T.J. Behavior, paternalism, and policy: evaluating consumer financial protection // George Mason Law & Economics Research. 2014. No. 14-05.
10. Casey J.W. Information provision and consumer behavior: a natural experiment in billing frequency // Journal of Public Economics. 2017. Vol. 152. Pp. 13–33.
11. Nelson P. Information and consumer behavior // Journal of Political Economy. 1970. No. 78 (2). Рр. 311–329.
12. Thaler R.H., Sunstein C.R. Nudge: improving decisions about health, wealth, and happiness. Yale University Press, 2008.
13. iNudgeYou : [сайт]. URL: https://inudgeyou.com/en/home/ (дата обращения: 14.03.2024).
14. Kotler P., Zaltman G. Social marketing: an approach to planned social change // Journal of Marketing. 1971. No. 35 (3). Pp. 3–12.
15. Ивлиев П.В., Ткаченко Н.И. Развитие спорта в современной России посредством массмедиа: психологические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10 (214). С. 80–82.
16. Лукащук В.И. Деятельность муниципальных органов власти по реализации программ развития массового спорта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 7-2. С. 196–199.
17. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы».
18. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в Российской Федерации до 2030 года».
19. How politics shapes consumption behavior / N. Ordabayeva, D. Fernandes, K. Han, J. Jung // AMA. 2021. URL: https://www.ama.org/how-politics-shapes-consumption-behavior/10858749 (дата обращения: 25.03.2024).
20. Martínez-Ruiz M.P., Gómez-Cantó C.M. Key external influences affecting consumers’ decisions regarding food // Frontiers in Psychology. 2016. No. 7. doi:10.3389/fpsyg.2016.01618.
21. Васьков М.А. Государственное регулирование экономики в США: идеология и реальность // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2009. № 2. С. 87–101.
22. Баженова Т.Л., Снитко Н.А. Практические аспекты государственного регулирования экономики на примере восточноазиатских стран // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 10. С. 61–67.
23. Кан Тяньюй. Макроэкономические тенденции и показатели развития системы хозяйствования Китая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 3. С. 184–187.
24. Ахмадзода Н.С. Зарубежный опыт государственного регулирования в условиях цифровой экономики // Мир экономики и управления. 2021. Вып. 21, № 1. С. 104–118.
Рецензия
Для цитирования:
Литовченко В.А. Некоторые теоретические аспекты моделей потребительского поведения. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(5):17-27.
For citation:
Litovchenko V.A. Some theoretical aspects of consumer behavior models. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(5):17-27. (In Russ.)