Экономическое содержание комплементарности образовательных услуг в теории и практике
Аннотация
В статье излагаются результаты изучения понятия «комплементарность» в применении к образовательным услугам и возможностям их предоставления. Применительно к выпускникам профессиональных учебных заведений показано изменение силы воздействия взаимодополнения полученного образования и опыта работы на оценку труда работодателями с течением времени. Выявлено, что сигнальное влияние обладания профессиональным образованием сильнее всего проявляется на ранних этапах трудовой карьеры, ослабевая впоследствии. Рассмотрение комплементарности традиционного образования и онлайн-обучения позволило установить необходимость и возможность их совместного взаимовыгодного развития. Наряду с открывающимися новыми позитивными возможностями для сферы российского образования указано макроэкономическое условие реализации на практике описанного сценария ее дальнейшего роста.
Об авторах
В. А. ПерепёлкинРоссия
Вячеслав Александрович Перепёлкин, доктор экономических наук, доцент, профессор
Самара, Россия
А. А. Романова
Россия
Анна Алексеевна Романова, кандидат экономических наук, доцент, доцент
Орел, Россия
П. А. Романов
Россия
Петр Александрович Романов, специалист по обработке данных
Москва, Россия
Список литературы
1. Юзефавичус Т.А. Принцип учета комплементарности педагогического знания в дидактическом сопровождении профессионального совершенствования учителя // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 165–174.
2. Щенников А.Н Комплементарность в образовательных технологиях // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2018. № 4 (17). С. 3–14.
3. Shangaliyeva A., Nakabaiyashi M. Legacy of the Czar: complementarity between education and work in Russia // Journal of Applied Economica. 2023. Vol. 26, Issue 1.
4. Olfindo R. Diploma as signal? Estimating sheepskin effects in the Philippines // International Journal of Educational Development. 2018. Vol. 60. Pp. 113–119.
5. Habermalz S. More detail on the pattern of returns to educational signals // Southern Economic Journal. 2006. Vol. 73. Pp. 125–135.
6. E-Learning / Online Learning Statistics: The Ultimate List in 2024. 2024. URL: https://www.sparxservices.org/blog/e-learning-online-learning-statistics (дата обращения: 12.10.2024).
7. Peck D. The top online learning statistics in 2024 // Online Learning Statistics: The Ultimate List in 2024. 2024. URL: https://www.devlinpeck.com/content/online-learning-statistics (дата обращения: 12.10.2024).
8. Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования. URL: https://sber.pro/publication/neiro-mikro-i-laifstail-trendi-rossiiskogo-onlain-obrazovaniya/ (дата обращения: 17.10.2024).
9. Estimated revenue of online education in Russia in 2021, by stage (in billion Russian rubles) / Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/1072423/online-education-market-volume-in-russia-by-type/ (дата обращения: 17.10.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Перепёлкин В.А., Романова А.А., Романов П.А. Экономическое содержание комплементарности образовательных услуг в теории и практике. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(3):9-16.
For citation:
Perepelkin V.A., Romanova A.A., Romanov P.A. The economic content of complementarity of educational services in theory and practice. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(3):9-16. (In Russ.)