Выбор бренда спортивной одежды на маркетплейсе на основе метода анализа иерархий
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью электронной коммерции, в частности маркетплейсов, в формировании новых потребительских предпочтений, связанных с выбором товаров и услуг множества конкурирующих брендов. Целью статьи является исследование проблематики выбора товаров определенной группы (спортивной одежды) на маркетплейсе на основе метода анализа иерархий. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области цифровизации рынков, развития маркетплейсов, а также мотивов потребительского поведения. При проведении эмпирической части исследования использовались методы социологического опроса и анализа иерархий. Альтернативами при построении иерархической структуры выступили известные бренды спортивной одежды. На основе социологического исследования определены критерии, на которые ориентируются респонденты при покупке спортивной одежды: точная размерная сетка, стильный дизайн, эргономичность материалов, цена и программы лояльности, наличие очень больших и очень малых размеров, большая линейка аксессуаров, спортивного инвентаря. Используя метод анализа иерархий, авторы построили матрицы попарного сравнения брендов на основе ранжирования по степени значимости факторов, которыми руководствуются респонденты при совершении покупки. Наиболее весомыми факторами стали эргономичность материалов и стильный дизайн. Полученная матрица с весовыми критериями может быть полезна как для производителей спортивной одежды, так и для маркетологов, задействованных в спортивной индустрии.
Об авторах
А. Ю. СтрижакРоссия
Анна Юрьевна Стрижак – доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории
Санкт-Петербург
М. Ю. Волокобинский
Россия
Михаил Юрьевич Волокобинский – доктор технических наук, профессор, профессор кафедры высшей математики и системного моделирования сложных процессов
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Ecommerce Statistics (2024): Global Data. URL: https://www.demandsage.com/ecommerce-statistics/ (дата обращения: 30.11.2024).
2. Статистика маркетплейсов в России (ноябрь 2024). URL: https://inclient.ru/marketplaces-stats/ (дата обращения: 12.12.2024).
3. Головкина С.И., Валебникова Н.В., Чупина А.Д. Риски и этические аспекты искусственного интеллекта // Российский экономический интернет-журнал. 2023. № 3. URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/6ee/fphttib0b8tu0wyonsn4cin5ncu43nzo.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
4. Загорная Т.О., Косоговский Б.В. Подходы к понятию «большие данные» и основные сферы их применения // Новое в экономической кибернетике. 2022. № 3. С. 136–144.
5. Akbar S., James T.P. Consumers’ attitude towards online shopping: factors influencing employees of crazy domains to shop online // Journal of Management and Marketing Research. 2014. Vol. 14. Pp. 1–11.
6. Examining customer intentions to purchase intelligent robotic products and services in Taiwan using the theory of planned behavior / Y.H. Tai, P.T.T. Nwachukwu, B.A. LePage, W.T. Fang // BMC Psychol. 2024. Vol. 12 (1).
7. Handoyo S. Purchasing in the digital age: a meta-analytical perspective on trust, risk, security, and eWOM in e-commerce // Heliyon. 2024. Vol. 10 (8).
8. Consumers' decision-making process on social commerce platforms: online trust, perceived risk, and purchase intentions / G. Lazaroiu, O. Neguriţa, I. Grecu [et al.] // Front Psychol. 2020. Vol. 11.
9. Nguyen H.N., Nguyen A.D. Assessing interactions among omnichannel attributes, customer perceptions, customer experience, channel selection // Journal of Distribution Science. 2022. Vol. 20 (3). Pp. 1–11.
10. Mostafa R., Kasamani T. Brand experience and brand loyalty: Is it a matter of emotions? // Asia Pacific Journal of Marketing and Logistics, ahead-of-print. 2020. Vol. 33 (4). Pp. 1033–1051.
11. Rahman Z.A., Susila I. The impact of brand experience to the brand loyalty mediated by emotional brand attachment // Advances in Economics, Business and Management Research : proceedings of the International conference on economics and business studies (ICOEBS 2022). 2022. Vol. 218. Pp. 280–287.
12. How reviews and ratings affect clients’ buying decisions. URL: https://www.forbes.com/councils/forbesbusinessdevelopmentcouncil/2024/07/11/how-reviews-and-ratings-affect-clients-buying-decisions/ (дата обращения: 06.12.2024).
13. Impact of video ad formats on YouTube on consumer behaviour Neelam Raut / N. Singh, P. Bhandare, S. Sane, V. Karad // The Empirical Economics Letters. 2024. Vol. 22. Pp. 37–53.
14. Faza S., Putri E., Buitenzorgy M. Towards a greener future: factors impacting eco-friendly shopping bag adoption in retail sector // Journal of Consumer Sciences. 2024. Vol. 9. Pp. 428–450.
15. Ke Y. To what extent does blind box marketing affect peoples consuming behavior? // Journal of Applied Economics and Policy Studies. 2024. Vol. 10. Pp. 73–87.
16. Верников А.В., Курышева А.А. Показное потребление в долг: на примере легковых автомобилей // Экономическая социология. 2021. Т. 22, № 5. С. 11–38.
17. Головкина С.И., Жилинкова И.Н. Модель совместного потребления как тренд мировой экономики // Управление развитием экономических систем : сборник научных трудов Всероссийской научнопрактической конференции, Санкт-Петербург, 14–15 декабря 2022 г. / научное редактирование: Е.А. Мильская. Санкт-Петербург : Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений. 2022. С. 3–11.
18. Манчева И.К. Исследование мотивации потребления люксовых товаров на основе факторного анализа // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2022. Т. 20, № 2. С. 36–46.
19. Стрижак А.Ю. Современные тенденции потребления предметов роскоши в странах с рыночной экономикой // Вестник Института экономических исследований. 2021. № 2 (22). С. 65–71.
20. Стрижак А.Ю., Манчева И.К. Влияние социокультурных факторов на демонстративное потребление: теоретический анализ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2022. № 58. С. 5–23.
21. Стрижак А.Ю., Манчева И.К. От демонстративного сверхпотребления к устойчивому потреблению: концепция перехода // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2022. № 2 (54). С. 25–34.
22. Пекарская О.А. Совершенствование конкурентоспособности предприятий гостиничных услуг // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 2. С. 184–188.
23. Пекарская О.А. Основные факторы формирования правовой психологии населения // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения – 2018) : материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 марта 2018 г. / под редакцией Ю.А. Шаранова, В.А. Шаповала ; составитель М.А. Кутырёв. СанктПетербург : Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации 2018. С. 307–312.
Рецензия
Для цитирования:
Стрижак А.Ю., Волокобинский М.Ю. Выбор бренда спортивной одежды на маркетплейсе на основе метода анализа иерархий. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(4):64–74.
For citation:
Strizhak A.Yu., Volokobinsky M.Yu. Selecting a sportswear brand on a marketplace based on the process of hierarchy analysis. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(4):64–74. (In Russ.)