Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Систематический обзор подходов к определению образовательных услуг в цифровой экономике

Аннотация

Статья представляет систематический обзор подходов к определению образовательных услуг в условиях цифровой экономики. Анализ более 1000 публикаций за последние 23 года позволил выделить основные концептуальные направления в трактовке образовательной услуги как процесса, системы, деятельности и продукта. Научная новизна исследования заключается в выявлении и систематизации основных потенциалов образовательных услуг (персонализированный, цифровой, адаптивный, компетентностный, интегративный, сетевой, инклюзивный и инновационный), которые впервые представлены в виде единой структурированной классификации, отражающей современные тренды и потребности цифровой экономики. Методологическая база исследования строилась на протоколе PRISMA, что обеспечило строгий отбор и качественную оценку релевантных источников литературы. Результаты обзора подчеркивают необходимость пересмотра традиционных подходов и демонстрируют направления развития образовательных услуг в цифровой экономике. Обнаруженные тенденции и проблемы служат основой для дальнейших исследований и совершенствования образовательной политики, направленной на создание гибкой и конкурентоспособной образовательной среды.

Об авторах

М. С. Оборин
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова; Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова
Россия

Матвей Сергеевич Оборин - доктор экономических наук, кандидат географических наук, профессор, профессор кафедры экономического анализа и статистики Пермского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета; профессор кафедры менеджмента Пермского государственного аграрно-технологического университета имени академика Д.Н. Прянишникова

Пермь



И. В. Трубина
Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Ирина Владимировна Трубина - старший преподаватель кафедры экономики Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, аспирант Пермского государственного национального исследовательского университета

Пермь



Список литературы

1. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2018. Т. 13, № 2. С. 143–172.

2. Александрова Л.А., Галимов Э.Р. Модель цифровой образовательной среды вуза // Прикладная информатика. 2020. Т. 15, № 5 (89). С. 37–51. doi:10.37791/2687-0649-2020-15-5-37-51.

3. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37.

4. Гайсина А.Ш., Минязев А.И., Мигранова Л.И. Цифровая модель прогнозирования трудоустройства выпускника вуза с учетом поведенческих аспектов // Ars Administrandi (Искусство управления). 2023. Т. 15, № 3. С. 406–425. doi:10.17072/2218-9173-2023-3-406-425.

5. Гительман Л.Д., Кожевников М.В., Рыжук О.Б. Технология ускоренного трансфера знаний для опережающего обучения специалистов цифровой экономики // Экономика региона. 2020. Т. 16, № 2. С. 435–448. doi:10.17059/2020-2-8.

6. Еникеева С.Д. Высшее образование и сфера труда в цифровой экономике: новый механизм взаимодействия // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2021. № 4. С. 202–217.

7. Измайлова М.А. Роль искусственного интеллекта в построении адаптивной образовательной среды // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2024. Т. 15, № 1. С. 8–26. doi:10.18184/2079-4665.2024.15.1.8-26.

8. Калиновская Н.А., Соколова И.А. Применение новых образовательных технологий в условиях цифровизации высшего образования // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3-1. С. 370–378. doi:10.34670/AR.2022.43.39.018.

9. Канке А.А., Еремина Т.Н. Образовательная экосистема для бизнес-сообщества. Современные тенденции развития // E-Management. 2022. Т. 5, № 4. С. 31–38. doi:10.26425/2658-3445-2022-5-4-31-38.

10. Лысов О.Е. Инновационные возможности ситуационного подхода при обучении в ВУЗе // Цифровая экономика и Индустрия 4.0: форсайт Россия : сб. тр. науч.-практ. конф. с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 26–28 марта 2020 г. / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Санкт-Петербург : ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. Т. 2. С. 423–439. doi:10.18720/IEP/2020.2/48.

11. Масюк Н.Н., Супруненко В.Н. Оценка результативности образовательных услуг e-learning как способ удовлетворения запросов бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 230–233. doi:10.26140/anie-2020-0904-0053.

12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федер. закон от 14.07.2022 № 295-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. РФ 29.06.2022 ; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. РФ 08.07.2022 // Рос. газ. 2022. 21 июля.

13. Самаруха В.И., Самаруха А.В. Трансформация рынка образовательных услуг в Российской Федерации // Baikal Research Journal. 2020. Т. 11, № 2. С. 5. doi:10.17150/2411-6262.2020.11(2).5.

14. Хуриев Р.В., Мамбетова Ф.А. Адаптивная модель управления системой высшего образования в условиях цифровой трансформации экономики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2024. Т. 15, № 1. С. 132–147. doi:10.18184/2079-4665.2024.15.1.132-147.

15. Akour M., Alenezi M. Higher education future in the era of digital transformation // Education Sciences. 2022. Vol. 12, No. 11. doi:10.3390/educsci12110784.

16. A self-determination theory approach to teacher digital competence development / T.K.F. Chiu, G. Falloon, Y. Song [et al.] // Computers and Education. 2024. Vol. 214. doi:10.1016/j.compedu.2024.105017.

17. Beyond the digital economy: a perspective on innovation for the learning society / P. Conceição, D. Gibson, M. Heitor, G. Sirilli // Technological Forecasting and Social Change. 2001. Vol. 67.

18. Farahat T. Applying the technology acceptance model to online learning in the Egyptian universities // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 64. Pp. 95–104. doi:10.1016/j.sbspro.2012.11.012.

19. Ferdousi B., Bari J. Infusing mobile technology into undergraduate courses for effective learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 176. Pp. 307–311. doi:10.1016/j.sbspro.2015.01.476.

20. Golubev O., Testov V. Network Information technologies as a basis of new educational paradigm // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Pp. 128–134. doi:10.1016/j.sbspro.2015.11.604.

21. Hwang G.J., Chien S.Y. Definition, roles, and potential research issues of the metaverse in education: an artificial intelligence perspective // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2022. Vol. 3. doi:10.1016/j.caeai.2022.100082.

22. Innovating Pedagogy 2024. Institute of Educational Technology, The Open University, UK. 2024. URL: https://iet.open.ac.uk/files/innovating-pedagogy-2024.pdf (дата обращения: 21.11.2024).

23. Laal M. Impact of technology on lifelong learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. Pp. 439–443. doi:10.1016/j.sbspro.2011.11.084.

24. Characteristics of educational services in the virtual environment / M.-C. Munthiu, M. Turtoi, M. Tuţă, A.I. Zara // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 109. Pp. 1237–1241. doi:10.1016/j.sbspro.2013.12.618.

25. A comprehensive overview of artificial intelligence and machine learning in education pedagogy: 21 Years (2000–2021) of research indexed in the Scopus database / E.F. Okagbue, U.P. Ezeachikulo, T.Y. Akintunde [et al.] // Social Sciences & Humanities Open. 2023. Vol. 8, No. 1. doi:10.1016/J.SSAHO.2023.100655.

26. Page M.J. et al. The PRISMA 2020 statement: an updated guideline for reporting systematic reviews // BMJ. 2021. Vol. 372, No. 71. doi:10.1136/bmj.n71.

27. Sevindik T., Kayişli K., Ünlükahraman O. Semantic web and its reflections in distance education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2, No. 2. Pp. 5109–5113. doi:10.1016/j.sbspro.2010.03.830.

28. Tettamanzi P., Minutiello V., Murgolo M. Accounting education and digitalization: a new perspective after the pandemic // International Journal of Management Education. 2023. Vol. 21, No. 3. doi:10.1016/j.ijme.2023.100847.


Рецензия

Для цитирования:


Оборин М.С., Трубина И.В. Систематический обзор подходов к определению образовательных услуг в цифровой экономике. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(8):115-127.

For citation:


Oborin M.S., Trubina I.V. A systematic review of approaches to defining educational services in the digital economy. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(8):115-127. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)