Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Стратегические направления преобразований туристской индустрии Пензенской области в ответ на глобальный тренд цифровой трансформации

https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-6-224-27-38

Аннотация

Сегодня цифровизация становится одним из ключевых трендов развития различных отраслей и сфер деятельности, в том числе туристской индустрии, где применение цифровых технологий изменило алгоритмы оказания туристских услуг и бизнес-модели туристских организаций, потребительское поведение, повлияв на всю парадигму туристского бизнеса. В статье авторами определен пул цифровых технологий, используемых организациями туристской индустрии, в том числе Пензенской области, разработаны предложения для дорожной карты развития туризма в Пензенской области, касающиеся достижения цели цифровой трансформации туризма. Разработка туристской политики в направлении достижения цели цифровой трансформации туристской индустрии поможет Пензенской области выстроить клиентоориентированную стратегию, повысить свою конкурентоспособность на рынке онлайн-туризма, создать дополнительные туристские потоки онлайн-путешественников и будет способствовать экономическому росту. 

Об авторах

Л. А. Гамидуллаева
Пензенский государственный университет
Россия

Лейла Айваровна Гамидуллаева

доктор экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» 

Пенза



С. В. Зинченко
Пензенский государственный университет
Россия

Светлана Владимировна Зинченко

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания»

Пенза



Список литературы

1. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года. URL: http://spkurdyumov.ru/uploads/2017/05/strategy.pdf (дата обращения: 29.09.2023).

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 № 16. URL: https://base.garant.ru/72190282 (дата обращения: 29.09.2023).

3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794 (дата обращения: 29.09.2023).

4. Цифровая трансформация в России: итоги 2022 года и планы на 2023 год. URL: https://www.garant.ru/article/1605871 (дата обращения: 29.09.2023).

5. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е.Г. Потаповой, П.М. Потеева, М.С. Шклярук. Москва : РАНХиГС, 2021. 184 с. URL: https://storage.strategy24.ru/files/news/202102/ff00a177b3fa0bb25513e8e59ad097d5.pdf (дата обращения: 28.09.2023).

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации до 2035 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201909230010?index=2 (дата обращения: 29.09.2023).

7. Паспорт национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» : утв. Ростуризмом. URL: https://yakovgo.gosuslugi.ru/netcat_files/112/2945/Nats_proekt_Turizm_2_pdf (дата обращения: 29.09.2023).

8. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы / НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/news/783750202.html (дата обращения: 29.09.2023).

9. Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, вып. 3. С. 34–47. doi:10.24411/1995-042X-2019-10303.

10. Овчаренко Л.А., Лебезова Э.М. Цифровизация как новая парадигма управления развитием туризма // Век качества : электронный научный журнал. 2021. № 4. С. 106–126. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2021/421006.pdf (дата обращения: 29.09.2023).

11. Вишневская Е.В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. Т. 5, № 4. С. 12–24. doi:10.18413/2408-9346-2019-5-4-0-2.

12. Чхотуа И.З. Стратегические направления развития туристской отрасли в цифровой экономике // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 81–96. doi:10.22394/1726-1139-2021-4-81-96.

13. Толмачева Т., Патрикеева С. Цифровые сервисы в индустрии гостеприимства: произойдет ли перезагрузка? // ИКС. 2021. № 4. URL: https://www.iksmedia.ru/articles/5869071-Czifrovye-servisy-vindustrii-goste.html (дата обращения: 29.09.2023).

14. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2018. № 1. С. 135–141.

15. Козлов М.В., Брыксин В.Е., Немчинова Е.Е. Факторы влияния цифровизации на туристский бизнес // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 2-1. С. 52–56. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2691 (дата обращения: 29.09.2023).

16. Левченко К.К. Ключевые индикаторы цифровой активности субъектов индустрии туризма // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 3-1. С. 192–194. doi:10.24412/2411-0450-2022-3-1-192-194.

17. Драйверы цифровой трансформации индустрии туризма и гостеприимства / А.Б. Жерукова, З.И. Теммоева, Н.Е. Кулюшина, З.С. Бекалдиева // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2023. № 1. С. 182–189. doi:10.47576/2949-1894_2023_1_182.

18. Богомазова И.В., Климова Т.Б. Цифровые сервисы и туристская экосистема в развитии внутреннего туризма // Экономика. Информатика. 2022. № 49 (4). С. 718–730. doi:10.52575/2687-0932-2022-49-4-718-730.

19. Макринова Е.И., Сотник А.П., Хайдаров И.С. Модели и технологии развития туризма в мейнстриме цифровой экономики // Фундаментальные исследования. 2020. № 3. С. 72–77. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42702 (дата обращения: 29.09.2023).

20. Кабелкайте-Вайткене Ю.А. Бизнес-модели в сфере гостеприимства и их цифровая трансформация // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021. № 3. С. 20–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/biznes-modeli-v-sfere-gostepriimstva-i-ih-tsifrovaya-transformatsiya (дата обращения: 29.09.2023).

21. Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т. 14, № 4. С. 27–36. doi:10.24411/1995-0411-2020-10402.

22. Арефьев А.С. «Платформизация» как инструмент управления цифровой трансформацией в сфере туризма // Теоретическая и прикладная экономика. 2020. № 3. С. 22–34.

23. Семенова Е.А., Новоселова Н.Н., Хубулова В.В. Цифровая платформа как основа развития социально-экономической системы (на примере туристической отрасли Северо-Кавказского региона) // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2022. Т. 8, № 1. С. 49–61. doi:10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-5.

24. Цифровые сервисы операторов связи для бизнеса. URL: http://survey.iksconsulting.ru/page20406855.html (дата обращения: 29.09.2023).

25. Рынок онлайн-торговли вырос почти на треть по итогам 2022 года. URL: https://quokka.media/novosti/internet-torgovlya/rynok-onlajn-torgovli-vyros-na-tret-v-2022 (дата обращения: 29.09.2023).

26. Данные и цифровые платформы как фактор роста отрасли туризма в России // Tourism Economics. 40 с. URL: https://s3.amazonaws.com/tourism-economics/craft/Google-Russia-Final-SmallRussian.pdf (дата обращения: 29.09.2023).

27. Стратегия развития туризма в Пензенской области на период до 2035 года // Министерство культуры и туризма Пензенской области : официальный сайт. URL: https://minkult.pnzreg.ru/taill/turizm- (дата обращения: 29.09.2023).

28. Результаты оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства Российской Федерации (IQ городов) по итогам 2020 года / Минстрой России. URL: https://www.tadviser.ru/images/c/cc/List-s-gorodami-IQ-Final.pdf (дата обращения: 29.09.2023).

29. Туризм и отдых в Пензенской области. URL: https://welcome2penza.ru (дата обращения: 29.09.2023).

30. Russia Travel : [национальный туристический портал]. URL: https://russia.travel (дата обращения: 29.09.2023).

31. Туризм в Пензенской области : туристско-информационный центр Пензенской области. URL: https://vk.com/public39141039 (дата обращения: 29.09.2023).

32. Туризм в Пензенской области : туристский информационный центр. URL: https://ok.ru/profile/578271102667 (дата обращения: 29.09.2023).

33. Туризм в Пензенской области : туристский информационный центр. URL: https://t.me/welcome2penza (дата обращения: 29.09.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Гамидуллаева Л.А., Зинченко С.В. Стратегические направления преобразований туристской индустрии Пензенской области в ответ на глобальный тренд цифровой трансформации. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023;1(6):27-38. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-6-224-27-38

For citation:


Gamidullaeva L.A., Zinchenko S.V. Strategic directions for transformation of the tourism industry of the Penza region in response to the global trend of digital transformation. Vestnik of Samara State University of Economics. 2023;1(6):27-38. (In Russ.) https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-6-224-27-38

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)