Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Пространственные особенности обеспеченности транспортной инфраструктурой в контексте глобальной конкурентоспособности российских регионов

Аннотация

Целью данного исследования является выявление пространственных особенностей обеспеченности транспортной инфраструктурой региона в современных условиях переориентации на восточноазиатские рынки. Поставленная цель потребовала решить ряд задач: провести ретроспективный анализ развития транспортной сети по протяженности, плотности, структуре перевозимых грузов, состоянию дорожного полотна; составить перечень показателей и провести кластерный анализ для выявления связи между состоянием транспортной инфраструктуры и реализацией экспортных возможностей региона; провести кластерный анализ по критериям «промышленность – транспорт – торговля», выделить группы регионов со схожими характеристиками. Выявлено, что фактор инфраструктуры имеет определяющее значение для глобальной конкурентоспособности региона в системе критериев «промышленность – транспорт – торговля». Регионы в большинстве образуют группы соседей, что является следствием долгосрочной политики формирования транспортной сети. Кроме того, длительные ориентиры на западные рынки усугубили диспропорции и несоответствие между целями переориентации на новые рынки и современным состоянием транспортной обеспеченности. В наиболее выгодном положении находятся регионы, граничащие с Казахстаном (Самарская, Саратовская, Оренбургская области, Алтайский край). Диспропорции в транспортной обеспеченности приводят к тому, что многие регионы не смогут в среднесрочной перспективе поддерживать уровень глобальной конкурентоспособности. Развитые регионы Запада России будут снижать свой уровень глобальной конкурентоспособности вследствие отсутствия доступа к европейским рынкам, а регионы Сибири и Дальнего Востока не смогут нарастить ее достаточно быстро, поскольку кроме прочих факторов усугубилась проблема транспортной обеспеченности в связи с возросшей нагрузкой на основные транспортные артерии. Представлены рекомендации для повышения уровня сбалансированности транспортной обеспеченности, что будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности регионов. 

Об авторах

Г. А. Хмелева
Самарский государственный экономический университет
Россия

Галина Анатольевна Хмелева, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра изучения стран Азии, Африки и Латинской Америки

Самара, Россия



Н. И. Скреблов
Самарский государственный экономический университет
Россия

Никита Игоревич Скреблов, младший научный сотрудник Центра изучения стран Азии, Африки и Латинской Америки

Самара, Россия



Список литературы

1. Robinson J.A., Acemoglu D. Why nations fail: the origins of power, prosperity and poverty. New York : Crown Publishers, 2012. 571 p.

2. Wu C., Zhang N., Xu L. Travelers on the railway: an economic growth model of the effects of railway transportation infrastructure on consumption and sustainable economic growth // Sustainability. 2021. Vol. 13, No. 12.

3. Elburz Z., Nijkamp P., Pels E. Public infrastructure and regional growth: lessons from meta-analysis // Journal of transport geography. 2017. Vol. 58. Pp. 1–8.

4. Aschauer D.A. Is public expenditure productive? // Journal of monetary economics. 1989. Vol. 23, No. 2. Pp. 177–200.

5. Saidi S., Shahbaz M., Akhtar P. The long-run relationships between transport energy consumption, transport infrastructure, and economic growth in MENA countries // Transportation research part a: policy and practice. 2018. Vol. 111. Pp. 78–95.

6. Spatial spillover effects of transport infrastructure: evidence from Chinese regions / N. Yu, M. de Jong, S. Storm, J. Mi // Journal of Transport Geography. 2013. Vol. 28. Pp. 56–66.

7. Achour H., Belloumi M. Investigating the causal relationship between transport infrastructure, transport energy consumption and economic growth in Tunisia // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016. Vol. 56. Pp. 988–998.

8. Brewster D. Silk roads and strings of pearls: the strategic geography of China’s new pathways in the Indian Ocean // Geopolitics. 2017. Vol. 22, No. 2. Pp. 269–291.

9. Оленцевич В.А., Горшков В.В., Брытков В.С. Современное состояние и проблемы развития транспортно-логистической системы России // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2024. № 1 (81). С. 103–112. doi:10.26731/1813–9108.2024.1(81).

10. Биртанов А.Г., Никитин А.В., Перякина М.П. О проблемах железнодорожной инфраструктуры транспортной системы России // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 298–300.

11. Бардаль А.Б. Изменение потребностей экономики Дальнего Востока в транспортных услугах // Власть и управление на Востоке России. Хабаровск, 2022. № 3 (100). С. 62–70.

12. Янченко А.А., Богатова Е.А. Проблемы логистики мультимодальных грузоперевозок в современных условиях // Транспорт и логистика устойчивого развития территорий, бизнеса, государства (драйверы роста, тренды и барьеры) : материалы II Международной научно-практической конференции, Москва, 30 марта 2023 года / Государственный университет управления. Москва : Изд-во ГУУ, 2023. С. 430–434.

13. Палеев Д.Л., Черняев М.В., Мосейкин Ю.Н. Проблемы интеграции транспортно-логистической инфраструктуры России и Казахстана в проекте Шелкового пути // Экономические системы. 2022. Т. 15, № 1 (56). С. 231–241.

14. Михайлов М.В. Роль транспортной инфраструктуры в региональном экономическом развитии // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4 (50). С. 39–46.

15. Развитие Сибири зависит от доступности железных дорог. URL: https://www.rzd-partner.ru/zhdtransport/comments/razvitie-sibiri-zavisit-ot-dostupnosti-zheleznykh-dorog/ (дата обращения: 03.10.2024).

16. На двух объектах БАМа в Иркутской области и Бурятии открыли движение. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/na-dvukh-obektakh-bama-v-irkutskoy-oblasti-i-buryatii-otkrylidvizhenie/ (дата обращения: 03.10.2024).

17. Вечная мерзлота и недостаток кадров: как решить проблемы дальневосточной логистики. URL: https://primamedia.ru/news/1582494/ (дата обращения: 03.10.2024).

18. Окорокова Ю.А. Совершенствование транспортно-логистических цепей в приграничных регионах России в новых реалиях // Московский экономический журнал. 2022. № 9. С. 646–656.

19. Хмелева Г.А., Скреблов Н.И. Транспортная инфраструктура в обеспечении развития регионов и глобальной конкурентоспособности Китая // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2024. Т. 15, № 2. C. 331–348. doi:10.18184/2079-4665.2024.15.2.331-348.


Рецензия

Для цитирования:


Хмелева Г.А., Скреблов Н.И. Пространственные особенности обеспеченности транспортной инфраструктурой в контексте глобальной конкурентоспособности российских регионов. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(3):121-137.

For citation:


Khmeleva G.A., Skreblov N.I. Spatial characteristics of transportation infrastructure provision in the context of global competitiveness of Russian regions. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(3):121-137. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)