Разработка цифрового профиля туристов Пензенской области на основе геоаналитических данных платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС»
https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-8-226-35-45
Аннотация
Цифровизация клиентского опыта, повсеместное распространение цифровых туристских сервисов, развитие технологий сбора, обработки и анализа геоаналитических данных, появление моделей и инструментов пространственного анализа дают возможность получать большие объемы разнородных данных о потребительском поведении клиентов, привязанных к местности, что актуально для туристской индустрии с целью исследования структуры туристских потоков территорий. Цель исследования – построение на основе геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС» цифрового профиля туристов Пензенской области, который может быть использован для выработки управленческих решений туристскими администрациями и бизнесом в целях развития регионального туризма. В работе были использованы методы сбора, обработки и анализа цифровых геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» оператора сотовой связи ПАО «МТС» о туристских потоках Пензенской области, методы сравнения и обобщения информации, анализа и синтеза. На основе полученных геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС» были проанализированы туристские потоки Пензенской области, построен цифровой профиль туристов, выявлены посещаемые локации.
Об авторе
С. В. ЗинченкоРоссия
Светлана Владимировна Зинченко – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания»
Пенза
Список литературы
1. Радченко Т.А., Банникова К.А., Кочеткова Н.М. Развитие туриндустрии: геоаналитические данные как инструмент принятия решений // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3. С. 193–218. doi:10.17323/1999-5431-2022-0-3-193-218.
2. Щепетова И.В., Скоробогатых И.А. Анализ клиентского опыта и экстра-сервис как конкурентное преимущество компании в секторе HoReCa // Практический маркетинг. 2021. № 11 (297). С. 32–41. doi:10.24412/2071-3762-2021-11297-32-41.
3. Желнина З.Ю. Потенциал цифровой аналитики в исследовании феномена микротуризма // Общество: политика, экономика, право. 2021. № 5 (94). С. 47–53. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/po-tentsial-tsifrovoy-analitiki-v-issledovanii-fenomena-mikroturizma (дата обращения: 08.09.2023).
4. Абдунурова А.А., Разакова Д.И., Давлетова М.Г. Глобальный портрет современного туриста: тревелтренды в маркетинге // Вестник университета «Туран». 2022. № 1. С. 166–173. URL: https://doi.org/10.46914/1562-2959-2022-1-1-166-173 (дата обращения: 08.09.2023).
5. Коновалова Е.Е., Макушева О.Н. Портрет потребителя гостиничного продукта: взгляд через призму времен // Сервис Plus. 2022. Т. 16, № 2. С. 129–141. doi:10.5281/zenodo.6964566. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/portret-potrebitelya-gostinichnogo-produkta-vzglyad-cherez-prizmu-vremen (дата обращения: 08.09.2023).
6. Кошурникова Ю.Е. Разработка портрета современного туриста как основа клиентоориентированности туристского продукта // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22851 (дата обращения: 08.09.2023).
7. Матвеевская А.С. Цифровые технологии международного туризма: мировой опыт // Россия в глобальном мире. 2022. № 22 (45). С. 31–41. doi:10.48612/rg/RGW.22.3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-mezhdunarodnogo-turizma-mirovoy-opyt-1 (дата обращения: 08.09.2023).
8. Долженко Р.А. Анализ данных сотовых сетей при изучении населения // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2021. Т. 19, № 1. С. 58–69. doi:10.24147/1812-3988.2021.19(1).58-69. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/analiz-dannyh-sotovyh-setey-pri-izuchenii-naseleniya (дата обращения: 08.09.2023).
9. Гамидуллаева Л.А., Финогеев А.Г. Методы управления жизненным циклом туристского продукта в регионе // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2023. № 2. С. 25–41. doi:10.21685/2227-8486-2023-2-2.
10. Гамидуллаева Л.А., Финогеев А.Г. Методические подходы к управлению развитием отраслевых экосистем (на примере туристской индустрии) // π-Economy. 2023. Т. 16, № 2. С. 7–23. doi:10.18721/JE.16201.
11. Feasibility study on the use of mobile positioning data for tourism statistics : consolidated report Eurostat contract No. 30501.2012. 001-2012.452 / Ahas R., Armoogum J., Esko S. [et al.]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/747990/6225717/MPConsolidated-report.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
12. Yallop A., Seraphin H. Big data and analytics in tourism and hospitality: opportunities and risks // Journal of Tourism Futures. 2020. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/JTF-10-2019-0108/full/html (дата обращения: 08.09.2023).
13. Assessing the quality of mobile phone data as a source of statistics, paper for the European Conference on quality in official statistics Q2016 / De Meersman F., Seynaeve G., Debusschere M. [et al.]. 2016. URL: https://cros-legacy.ec.europa.eu/system/files/assessing_the_quality_of_mobile_phone_data_as_a_source_of_statistics_q2016.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
14. Grassini L., Dugheri G. Mobile phone data and tourism statistics: a broken promise? // National Accounting Review. 2021. Vol. 3, Issue 1. Pp. 50–68. doi:10.3934/ NAR.2021002.
15. Peng X., Huang Zh. A novel popular tourist attraction discovering approach based on geo-tagged social media big data // ISPRS International Journal of Geo-Information. 2017. Vol. 216, No. 6. URL: https://doi.org/10.3390/ijgi6070216 (дата обращения: 08.09.2023).
16. Развитию внутреннего туризма помогут большие данные. URL: https://rg.ru/2020/09/09/razvitiiu-vnutrennego-turizma-pomogut-bolshie-dannye.html (дата обращения: 08.09.2023).
17. Цифровой туризм. URL: https://gov.megafon.ru/products/cifrovoj-turizm (дата обращения: 08.08.2023).
18. В России создадут цифровой профиль туриста. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/04/2021/6065c1079a79477f70e6d9c3 (дата обращения: 08.09.2023).
19. СберАналитика : [портал профессиональной аналитики]. URL: https://sberanalytics.ru (дата обращения: 08.09.2023).
20. СберИндекс : [сайт]. URL: https://sberindex.ru/ru (дата обращения: 08.08.2023).
21. Profi.Travel : [сайт]. URL: https://welcome.profi.travel/analytics (дата обращения: 08.09.2023).
22. Tourism statistics: early adopters of big data? / European Union. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2017. 31 p. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3888793/8234206/KS-TC-17-004-EN-N.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
23. Destination X: where to next? What leisure travelers want in a COVID-19 world. URL: https://ama-deus.com/en/insights/research-report/destination-x-where-to-next (дата обращения: 08.09.2023).
24. La nuova indagine sulla domanda turistica / Istituto Nazionale di Statistica. 2018. URL: https://www.istat.it/it/files//2018/10/La-nuova-indagine-sulla-domanda-turistica.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
25. UN Global Platform. Data for the world. A global collaboration to harness the power of data for better lives. URL: https://unstats.un.org/bigdata/un-global-platform.cshtml (дата обращения: 08.09.2023).
26. European statistical system (ESS) : [сайт]. URL: https://cros-legacy.ec.europa.eu/content/essnet-big-data-1_en (дата обращения: 08.09.2023).
27. Траектории конкурентоспособности науки, социальной сферы и экономики: монография / И.В. Кузнецова, Е.Г. Жулина, О.Е. Ваганова [и др.] ; под общ. ред. Е.Г. Жулиной. Энгельс : ИНИРПК, 2022. 105 с.
28. ГеоЭффект. МТС Поддержка : [сайт]. URL: https://support.mts.ru/mts-tsmr (дата обращения: 08.09.2023).
29. Данные и цифровые платформы как фактор роста отрасли туризма в России / Tourism Economics. URL: https://s3.amazonaws.com/tourism-economics/craft/Google-Russia-Final-Small-Russian.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
30. Гамидуллаева Л.А., Зинченко С.В. Стратегические направления преобразований туристской индустрии Пензенской области в ответ на глобальный тренд цифровой трансформации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023. № 6 (224). С. 27–38. doi:10.46554/1993-0453-2023-6-224-27-38.
Рецензия
Для цитирования:
Зинченко С.В. Разработка цифрового профиля туристов Пензенской области на основе геоаналитических данных платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС». Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023;(8):35-45. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-8-226-35-45
For citation:
Zinchenko S.V. Development of a digital profile of tourists in the Penza region based on geoanalytical data from the GeoEffect platform of MTS PJSC. Vestnik of Samara State University of Economics. 2023;(8):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-8-226-35-45