ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
В статье исследованы тенденции и проблемы осуществления потребительского выбора индивидов в условиях современной, постиндустриальной экономики. Сделаны выводы о том, что целесообразно использовать во взаимосвязи и взаимодополнении отдельные инструменты и методы, относящиеся к ординалистскому направлению неоклассической парадигмы, неоинституциональной и постнеоклассической школам экономической теории, при обосновании потребительского поведения.
В статье рассмотрено изменение научной мысли в сфере исследования экономического выбора индивида от Адама Смита до Ричарда Талера. Для детального изучения факторов, влияющих на экономический выбор человека, была проанализирована соответствующая литература. Начиная с XVII в. модель экономического человека была очень рациональной. В XIX в. обращалось внимание на желания отдельно взятого индивида. В XX в. стали учитывать биологические и социальные факторы, влияющие на выбор (паттерны): «эффект Веблена», «эффект сноба», «эффект присоединения к большинству». Далее большое значение приобрели чувства и мысли, было введено понятие «ограниченная рациональность». В XXI в. доказано существование таких влияющих на выбор факторов, как чувство справедливости, доверие, денежная иллюзия, аффекты, описаны систематические ошибки в мышлении, которые также влияют на выбор, – когнитивные искажения, аномалии принятия решений, поведенческие эвристики – репрезентативность, доступность и якорение. Все найденные факторы влияют на экономический выбор, их можно использовать для разработки новой модели человека экономического.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье рассматривается влияние национальных конкурентных преимуществ, государственных и международных финансово-экономических институтов на обеспечение интенсивности и эффективности процесса международного промышленного сотрудничества. В рамках теории мировой экономики и международных экономических отношений проводится анализ роли современных международных альянсов и транснациональных корпораций в развитии международного промышленного сотрудничества, социологических и экологических эффектов рассматриваемого процесса. При этом в системе координат общей теории управления аргументируются направления рационализации функций менеджмента процессами международного промышленного сотрудничества, формируются комплексные механизмы разрешения кросс-культурных конфликтов, типичных для реализации международных промышленных проектов и программ.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
Цифровизация клиентского опыта, повсеместное распространение цифровых туристских сервисов, развитие технологий сбора, обработки и анализа геоаналитических данных, появление моделей и инструментов пространственного анализа дают возможность получать большие объемы разнородных данных о потребительском поведении клиентов, привязанных к местности, что актуально для туристской индустрии с целью исследования структуры туристских потоков территорий. Цель исследования – построение на основе геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС» цифрового профиля туристов Пензенской области, который может быть использован для выработки управленческих решений туристскими администрациями и бизнесом в целях развития регионального туризма. В работе были использованы методы сбора, обработки и анализа цифровых геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» оператора сотовой связи ПАО «МТС» о туристских потоках Пензенской области, методы сравнения и обобщения информации, анализа и синтеза. На основе полученных геоаналитических данных цифровой платформы «ГеоЭффект» ПАО «МТС» были проанализированы туристские потоки Пензенской области, построен цифровой профиль туристов, выявлены посещаемые локации.
В работе изучается возможность применения компаниями разработанных авторами моделей оценки риска неисполнения финансовых обязательств по облигациям перед кредиторами. Исследована применимость известных моделей анализа финансовой устойчивости компании к оценке данного риска. Проведен анализ эффективности указанных математических моделей. Разработаны интервальные оценки финансовой устойчивости компании. Отмечено, что эти операции позволят увеличить эффективность моделирования исследуемого риска неисполнения финансовых требований кредиторов.
В статье представлены результаты научно-практического исследования, целью которого является разработка системы индикаторов для оценки потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли. Методы исследования – теоретический, логический, системный и ситуационный анализ, обобщение результатов. Выборка исследования – мелиоративные эксплуатирующие организации Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в качестве которых выступают федеральные государственные бюджетные учреждения «Управления «Мелиоводхоз». Результаты исследования заключаются в определении индикаторов оценки потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли, которые позволяют выявить объективную характеристику ее функционирования и оценить конкурентоспособность мелиорации по таким блокам, как основной и оборотный капитал, отраслевая рабочая сила. Вместе с тем представленные исследователями группы данных для оценки потенциала конкурентоспособности мелиоративной отрасли нацелены на выявление экстенсивных и интенсивных возможностей развития мелиорации.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
В условиях современных, постиндустриальных социально-экономических отношений особое значение в обеспечении роста конкурентоспособности и, как следствие, финансовой эффективности развития как отдельных фирм, так и экономических систем регионального или национального уровня играют инновационные процессы. При этом инновации в современной экономике носят разноплановый характер и связаны с совершенствованием продуктового ряда производимых товаров, работ, услуг, модернизацией объектов основного капитала, рационализацией организационных структур управления компаниями и бизнес-процессами, новаторскими технологиями продвижения экономических благ на отраслевых рынках сбыта и др.
В статье проводится анализ компетентностного профиля маркетолога в современных экономических условиях, выделяются основные аспекты подготовки данных специалистов. Актуальность темы исследования обосновывается поиском путей адаптации образовательных программ высшего образования к требованиям рынка труда. Результаты изучения мнений работодателей относительно наиболее востребованных навыков сотрудников в сфере маркетинга являются основой для проектирования и/или совершенствования основных образовательных программ. Исследование, осуществленное посредством опроса представителей маркетинговых служб организаций Республики Татарстан, показало, что наряду с профессиональными компетенциями в области аналитики рынка и разработки маркетинговой стратегии актуально наличие у маркетологов универсальных компетенций. Отдельным требованием к навыкам маркетологов выступают так называемые умения и навыки работы в цифровой среде. Проектирование основных образовательных программ должно строиться на принципах вариативности, предполагать треки в области маркетинговых коммуникаций и аналитики рынка, цифровую компоненту, а также применение методик обучения, направленных на развитие компетенций в области межличностных коммуникаций и проектной деятельности.
В статье автором предложена концептуальная модель управления устойчивым развитием промышленного предприятия, которая предусматривает равнозначное воздействие «сверху» и «снизу» на основные объекты управления на предприятии в рамках реализации ESG-стратегии за счет соблюдения принципов адаптивности, эффективного менеджмента, устойчивого развития и использования тех возможностей оптимизации бизнес-процессов, которые дает внедрение цифровых решений в практику управления предприятием. Обзор инструментов устойчивого развития свидетельствует о том, что нередко ограничительным фактором их внедрения становится даже не нехватка инвестиционного финансирования, а организационные и кадровые проблемы – неэффективная структура менеджмента, менталитет руководства, отсутствие необходимой квалификации персонала. Также в ходе построения классификационной схемы инструментов устойчивого развития промышленных предприятий автор приходит к выводу о том, что среди всего многообразия инструментов в современных условиях для промышленных предприятий наиболее актуальными инструментами оптимизации, позволяющими дать быстрый результат, могут стать три основных – бережливое производство, наилучшие доступные технологии и экологический мониторинг. В статье рассмотрены базовые элементы концепции бережливого производства, которые в современных условиях функционирования промышленного предприятия органично встраиваются в его долгосрочную стратегию развития и способствуют реализации им принципов устойчивого развития.