Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Тренды и кластеры регионов России по уровню инженерного образования

Аннотация

В настоящем исследовании выявлены тренды в подготовке инженерных кадров в России, а также выделены кластеры регионов с учетом сформированной динамики и особенностей инженерного образования. Инженерные профили специальностей являются одним из ключевых востребованных направлений естественно-научного сектора образования, акцент на них сделан в ряде стратегических документов развития страны (национальный проект «Кадры», Государственная программа научно-технологического развития и др.). В основе исследования лежат статистические данные Минобрнауки РФ по более чем 650 вузам. Применены методы описательной статистики, динамический и структурный анализ. Анализ динамики контингента студентов по инженерным направлениям, а также вузов с инженерным профилем позволил выявить следующие тенденции: неравномерное распределение подготовки инженерных кадров по федеральным округам; лидирующие регионы (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и др.) обеспечивают значительную долю подготовки, в то время как в ряде регионов наблюдается снижение темпов роста и незначительный вклад в общероссийский показатель. В результате исследования регионы кластеризованы по темпам роста и вкладу в подготовку инженерных кадров на 8 групп, что позволяет классифицировать регионы по различным траекториям развития инженерного образования. К регионам-лидерам относятся: г. Москва, Томская, Новосибирская, Самарская области, Республика Татарстан и др., а к отстающим регионам – Сахалинская область, Ямало-Ненецкий и Ненецкий АО и др. Детализированный анализ регионов позволил выявить ведущие инженерные вузы по регионам (МИФИ, ТПУ, СамГТУ, КАИ и др.). Полученные результаты имеют практическую ценность для разработки региональных стратегий и определения приоритетов государственной поддержки естественно-научного сектора образования и науки.

Об авторе

А. Ю. Гатауллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Алия Аюповна Гатауллина – кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором по  взаимодействию с рейтинговыми агентствами Центра перспективного развития, доцент кафедры проектного менеджмента и оценки бизнеса Института управления, экономики и финансов

Казань



Список литературы

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года : указ Президента РФ от 07.05.2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 10.01.2025).

2. «Технофорум-2024» представляет передовые технологии. URL: https://www.technoforum-expo.ru/ru/media/news/index.php?id4=19486 (дата обращения: 27.12.2024).

3. Стратегическая сессия о развитии образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. URL: http://government.ru/news/53144/ (дата обращения: 27.12.2024).

4. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения: 27.12.2024).

5. Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». URL: https://mpcenter.ru/national-project/informacionnoe-soprovozhdenie/tochka-rosta/ (дата обращения: 27.12.2024).

6. Интерес абитуриентов к инженерно-техническим специальностям растет из года в год. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/87659/ (дата обращения: 27.12.2024).

7. Рябко Т.В., Гуртов В.А., Степусь И.С. Анализ показателей подготовки кадров для сферы искусственного интеллекта по результатам мониторинга вузов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 9–24. doi:10.31992/0869-3617-2022-31-7-9-24.

8. Гайнанов Д.А., Климентьева А.Ю. Приоритеты кадрового обеспечения цифровой экономики // Креативная экономика. 2018. Т. 12, № 12. С. 1963–1976. doi:10.18334/ce.12.12.39679.

9. Фролов Ю.В., Босенко Т.М. Исследования статистических данных подготовки кадров для цифровой экономики в Российской Федерации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 29–41. doi:10.31992/0869-3617-2021-30-11-29-41.

10. Гибадуллин А.А., Карагодин А.В. Вызовы цифровой экономики в сфере подготовки кадров // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2019. № 2 (22). С. 33–42.

11. Влияние структуры подготовки кадров на социально-экономическую динамику региона / М.Р. Сафиуллин, А.А. Шугаепова, А.Р. Иванова, Л.А. Гудяева // Проблемы экономики и юридической практики. 2022. № 6. С. 245–259.

12. Козлова О.А., Пономарева О.Н. Мероприятия по повышению эффективности взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и предприятий Уральского региона // Journal of new economy. 2011. № 1 (33). С. 118–123.

13. Сидорова А.А. Сотрудничество университетов и бизнеса: pro et contra // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). 2020. № 2. С. 61–77.

14. Овчинникова Н.Э. Взаимодействие региональных университетов с промышленностью: новые возможности бизнес-инкубирования // Вопросы управления. 2018. № 2 (51). С. 84–91.

15. Проблемы и перспективы подготовки инженерных кадров для машиностроительной отрасли / В.А. Гартфельдер, А.С. Янюшкин, Л.С. Секлетина, Д.В. Лобанов // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21, № 3. С. 230–235. doi:10.22213/2413-1172-2018-3-230-235.

16. Чумадин A., Ершов B. Подготовка кадров для аэрокосмической промышленности: проблема стан-дарта // Высшее образование в России. 2006. C. 65–69.

17. Об утверждении государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области» : постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 № 359а. URL: https://docs.cntd.ru/document/467956301 (дата обращения: 10.01.2025).

18. Государственная программа «Научно-технологическое развитие Новосибирской области». URL: https://nauka.nso.ru/page/210 (дата обращения: 10.01.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Гатауллина А.Ю. Тренды и кластеры регионов России по уровню инженерного образования. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(7):47-58.

For citation:


Gataullina A.A. Trends and clusters of Russian regions by level of engineering education. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(7):47-58. (In Russ.)

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)