Модели территориального бренда: компаративный анализ
Аннотация
Цель исследования – проанализировать теоретические работы в области моделей территориальных брендов, разработанные отечественными и зарубежными учеными, и на их основе предложить интегрированную модель регионального бренда. В ходе исследования проведен контент-анализ научной литературы, компаративный анализ существующих моделей территориального бренда, а также применен метод моделирования. В результате исследования разработана интегративная модель регионального бренда, отражающая сущностную основу бренда региона, а также элементы процесса формирования бренда и управления им. В представленной интегративной модели регионального бренда учтены ключевые особенности и недостатки более ранних моделей, а также влияние территориального бренда на социально-экономическое развитие региона. Исследование имеет перспективы для дальнейших изысканий, в том числе с точки зрения верификации интегрированной модели регионального бренда и ее практического применения.
Об авторах
Н. Ю. ЛесныхРоссия
Надежда Юрьевна Лесных
старший преподаватель Института экономики и менеджмента
Киров
А. А. Созинова
Россия
Анастасия Андреевна Созинова
доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной деятельности, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Института экономики и менеджмента
Киров
О. В. Фокина
Россия
Ольга Васильевна Фокина
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента и маркетинга Института экономики и менеджмента
Киров
Список литературы
1. Беляева М.А. Структура территориального бренда // Управление культурой. 2023. № 4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-territorialnogo-brenda-1 (дата обращения: 02.02.2025).
2. Бритвин А.М., Бритвина И.Б., Старостова Л.Э. Интегративная модель бренда российского города: региональный аспект : монография / под общей редакцией А.М. Бритвина. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. 172 с.
3. Hassan S.B., Hamid M.S.A., Al Bohairy H. Perception of Destination Branding Measures: A Case Study of Alexandria Destination Marketing Organizations // International Journal of EuroMediterranean Studies. 2010. Vol. 3, No. 2. Pp. 271–288.
4. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры : учебное пособие для вузов. Москва : Юрайт, 2020. 515 с.
5. Anholt S. Competitive Identity: The New Brand Management for Nations, Cities and Regions. New York : Palgrave Macmillan, 2007. 134 p.
6. Urde M., Greyser S.A., Balmer J.M.T. Corporate brands with a heritage // Journal of Brand Managemen. 2007. Vol. 15, No. 1. Рp. 4–19.
7. Cha H., Rhee Y., Chung J. Comparative nationbranding analysis of Big Data: Focusing on Korea and Japan // Journal of Global Information Technology Management. 2017. Vol. 20, No. 4. Рp. 276–295.
8. Jiménez-Martínez C. Making Chile Visible: Purposes, Operationalisation and Audiences from the Perspective of Nation Branding Practitioners // Geopolitics. 2017. Vol. 22, No. 3. Рp. 502–524.
9. Konecnik Ruzzier M., de Chernatony L. Developing and applying a place brand identity model: The case of Slovenia // Journal of Business Research. 2013. No. 66. Рр. 45–52.
10. Kavaratzis M. From City Marketing to City Branding: toward a theoretical framework for developing city brands // Place Branding. 2004. Vol. 1, No. 1. Рр. 58–73.
11. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / под редакцией К. Динни. Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
12. City Brand Management (CBM): The Case of Kazakhstan / H. Gaggiotti, K. Low, С. Patrick, O. Yunak // Place Branding and Public Diplomacy. 2008. No. 4. Рр. 115–123.
13. Hanna S., Rowley J. Towards a Strategic Place Brand Management Model // Journal of Marketing Management. 2011. Vol. 27, No. 5/6. Рр. 458–476.
14. Баяндин М.А., Оспанов А.А. Зарубежный опыт формирования моделей брендинга // Вестник Инновационного Евразийского университета. 2017. № 1 (65). С. 25–29.
15. Actualization of the “green” image for territorial development / A.A. Sozinova, V.A. Bondarenko, М. Smokova, N.G. Rumyantsev // Theoretical and Applied Ecology. 2022. No. 2. Pр. 228–233. doi:10.25750/1995-4301-2022-2-228-233.
16. Воробьев Н.Н., Воробьева И.В., Уваров И.П. Экономический механизм управления местными ресурсами как сбалансированность национальной экономики // Kant. 2023. № 3 (48). С. 14–20. doi:10.24923/2222-243X.2023-48.3.
17. Глинская И.Ю. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Российская школа связей с общественностью. 2024. № 32. С. 10–26. doi:10.24412/2949-2513-2023-32-10-26.
18. Глотов Д.С. Анализ функций бренда территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2023. № 4 (101). С. 212–219. doi:10.21295/2223-5639-2023-4-212-219.
19. Жаркова М.А. Территориальный брендинг как инструмент в развитии технологий искусственного интеллекта в регионе (на примере Санкт-Петербурга) // Экономический вектор. 2024. № 2 (37). С. 121–132. doi:10.36807/2411-7269-2024-2-37-121-132.
20. Логинов К.В. Стратегические основы развития бренда Пермского края // Креативная экономика. 2023. Т. 17, № 12. С. 4797–4812. doi:10.18334/ce.17.12.119715.
21. Макаров П.Ю., Чуб А.А. Социально-экономические характеристики региона как основание успеха брендинга территорий // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-ekonomicheskie-harakteristiki-regiona-kak-osnovanie-uspehabrendinga-territoriy (дата обращения: 04.09.2024).
22. Анхольт С., Хильдрет Д. Бренд Америка: мать всех брендов. Москва : Добрая книга, 2010.
23. Бурцева Т.А., Кузнецова А.В., Ворожцов С.Н. Управление региональным брендом // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 115–126.
24. Глотов Д.С., Толстяков Р.Р., Гучетль Р.Г. Архитектура бренда территорий // Вопросы современной науки и практики. 2022. № 4 (86). С. 57–70. doi:10.17277/voprosy.2022.04.pp.057-070.
25. Родькин П.Е. Универсальная модель территориального бренда в контексте проблемы его репрезентации // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2021. № 4-2. С. 20–29. doi:10.37485/1997-4663_2021_4_2_20_29.
Рецензия
Для цитирования:
Лесных Н.Ю., Созинова А.А., Фокина О.В. Модели территориального бренда: компаративный анализ. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(9):56-70.
For citation:
Lesnykh N.Yu., Sozinova A.A., Fokina O.V. Territorial brand models: comparative analysis. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(9):56-70. (In Russ.)