Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск

Шеринг-экономика как драйвер развития социального предпринимательства

https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-12-230-60-75

Аннотация

Шеринг-экономика и социальное предпринимательство представляются новыми и эффективными моделями социально-экономического развития, основанными на более рациональном использовании ресурсов. Целью данного исследования является обоснование применения потенциала шеринг-экономики в социальном предпринимательстве. На основе анализа научных источников показано, что точкой совместного развития шеринг-экономики и социального предпринимательства выступает устойчивое развитие. На базе анализа кейс-стади представлен опыт применения инструментов шеринг-экономики на каждом из этапов реализации социального предпринимательства. В ходе анализа представлены цифровые платформы и проекты, которые могут быть использованы для привлечения ресурсов, совместного производства или оказания услуг, а также реализации товаров. В ходе обсуждения описаны ключевые аспекты формирования цифровой экосистемы социальных товаров и услуг, а также обозначена необходимость гибкой и быстро адаптируемой институциональной среды. Практическая значимость полученных результатов состоит в возможности их применения для развития социальной среды и создания условий для развития цифровой инклюзивной среды.

Об авторах

А. Ю. Веретенникова
Институт экономики Уральского отделения РАН
Россия

Веретенникова А. Ю. – кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Екатеринбург



К. М. Козинская
Институт экономики Уральского отделения РАН
Россия

Козинская К. М. – кандидат экономических наук, исследователь

Екатеринбург



Список литературы

1. Ветрова Е.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник ТГУ. 2015. № 1 (141). С. 1–5.

2. Арай Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности // Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11, № 1. С. 111–130.

3. Reischauer G., Mair J. How organizations strategically govern online communities: lessons from the sharing economy // Academic Managment Discovery. 2018. Vol. 4, No. 3. Pр. 220–247.

4. Frenken K., Schor J. Putting the Sharing Economy into Perspective // Environmental Innovation and Societal Transitions. 2013. No. 23. Pр. 3–10.

5. Etter M., Fieseler C., Whelan G. Sharing Economy, Sharing Responsibility? Corporate Social Responsibility in the Digital Age // Journal of Business Ethics. 2015. Vol. 159 (4). Pp. 935–942.

6. Mair J., Marti I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. 2006. Vol. 41, No. 1. Pр. 6–44.

7. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и будущее капитализма. Москва : Альпина Паблишер, 2009.

8. Trivedi C. Towards a Social Ecological Framework for Social Entrepreneurship // Journal of Entrepreneurship. 2010. Vol. 19. Pp. 63–80.

9. Alter K. Social enterprise typology. 2004.

10. Alvord S., Brown D., Letts W. Social entrepreneurship and societal trans-formation: An exploratory study // Journal of Applied Behavioral Science. 2004. Vol. 3. Pр. 260–282.

11. Thompson J. The world of the social entrepreneur // The International Journal of Public Sector Management. 2002. Vol. 15, No. 5. Pр. 412–431.

12. Dees G. The meaning of ‘Social Entrepreneurship’. URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_sedef.pdf (дата обращения: 08.11.2023).

13. Dempsey S., Sanders M. Meaningful work? Nonprofit marketization and work/life imbalance in popular autobiographies of social entrepreneurship // Organization. 2010. Vol. 4, No. 17. Pр. 437–459. doi: 10.1177/1350508410364198.

14. Digital social entrepreneurship: the N-Helix response to stakeholders’ COVID-19 needs / M.J. Ibáñez, M. Guerrero, C. Yáñez-Valdés, S. Barros // Journal of Technology Transfer. 2022. No. 47. Pр. 556–579. doi: 10.1007/s10961-021-09855-4.

15. Triple helix and its evolution: A systematic literature review / A. Galvao, C. Mascarenhas, C. Marques, J. Ferreira, V. Ratten // Journal of Science and Technology Policy Management. 2019. No. 10 (3). Pр. 812–833. doi: 10.1108/JSTPM-10-2018-0103.

16. Herbert M., Collin-Lachaud I. Collaborative practices and consumerist habitus: An analysis of the transformative mechanisms of collaborative consumption // Recherche et Applications en Marketing. 2017. Vol. 32. Pр. 40–60.

17. Schor J. Debating the Sharing Economy // Journal of Self-Governance and Management Economics. 2016. No. 4 (3). Pр. 7–22.

18. Muñoz P., Cohen B. Mapping out the sharing economy: A configurational approach to sharing business modeling // Technological Forecasting and Social Change. 2017. No. 125. Pр. 21-37.

19. Wang Y., Ho Ch. No Money? No Problem! The Value of Sustainability: Social Capital Drives the Relationship among Customer Identification and Citizenship Behavior in Sharing Economy // Sustainability. 2017. Vol. 9 (8). Pр. 1–17.

20. Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г. Шеринг как результат цифровизации сферы услуг. Поиск новой модели экономического развития // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2021. № 1. С. 28–44. doi: 10.28995/2073-6304-2021-1-28-44.

21. Попов Е.В., Веретенникова А.Ю., Мокрушникова А.Ю. Эволюция шеринг-экономики // Journal of New Economy. 2023. Т. 24, № 4. С. 6–21.

22. Семячков К.А., Веретенникова А.Ю. Тренды развития экономики совместного пользования: анализ индексов // Экономика и управление. 2022. T. 28, № 11. С. 1088–1099. doi:10.35854/1998-1627-2022-11-1088-1099.

23. Heinrichs H. Sharing economy: A potential new pathway to sustainability // GAIA – Ecological Perspectives for Science and Society. 2013. Vol. 22, No. 4. Pр. 28–231. doi: 10.14512/GAIA.22.4.5.

24. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1. С. 94–97.

25. Валько Д.В., Мальцева А.С. Экономика совместного пользования: портрет российского потребителя // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17, № 3. С. 643–656.

26. Серёгина В.В., Середина М.Н. Современные тенденции развития экономики совместного потребления (шеринг-экономики) в России // Концепт. 2019. № 11. URL: http://e-koncept.ru/2019/194060.htm (дата обращения: 08.11.2023).

27. Экономика совместного потребления в России 2020. Испытание на прочность, Февраль 2021 г. / ТИАР-центр, РАЭК. URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf (дата обращения: 08.11.2023).

28. Veretennikova A., Semyachkov K. Sharing economy in the smart city development // E3S Web of Conferences. 2023. T. 43511, No 193524. doi: 10.1051/e3sconf/202343505003.

29. Wang D., Nicolau J. Price determinants of sharing economy based accommodation rental: A study of listings from 33 cities on Airbnb.com // International Journal of Hospitality Management. 2017. Vol. 62. Pр. 120–131.

30. Martin L., Osberg S. Social Entrepreneurship: The Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. 2007. Spring 2. Pр. 29–39. URL: https://web.mit.edu/sloan2/dese/readings/week01/Martin_Osberg_SocialEntrepreneurship.pdf (дата обращения: 08.11.2023).

31. Popov E., Veretennikova A., Kozinskaya K. The Sharing Economy and Social Entrepreneurship for Sustainable Development // Changing Societies & Personalities. 2022. Vol. 6, No. 1. Pр. 98–122.

32. New financial alternatives in seeding entrepreneurship: microfinance, crowdfunding, and peer-topeer innovations / G. Bruton, S. Khavul, D. Siegel, M. Wright // Entrepreneurship Theory Practice. 2015. Vol. 39, No. 1. Pр. 9–26.

33. Calic G., Mosakowski E. Kicking off social entrepreneurship: how a sustainability orientation influences crowdfunding success // Journal of Management Studies. 2016. Vol. 53. Pр. 738–767.

34. Alegre I., Moleskis M. Beyond Financial Motivations in Crowdfunding: A Systematic Literature Review of Donations and Rewards. 2021. Voluntas, 32. Pр. 276–287. doi: 10.1007/s11266-019-00173-w.

35. Lee Y.-J. Orgdot: A Fashion and Social Enterprise in South Korea // Journal of Global Fashion Marketing. 2012. Vol. 3, No 1. Pр. 42–53.

36. Roh T. The sharing economy: Business cases of social enterprises using collaborative networks // Procedia Computer Science. 2016. No 91. Pр. 502–511.


Рецензия

Для цитирования:


Веретенникова А.Ю., Козинская К.М. Шеринг-экономика как драйвер развития социального предпринимательства. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2023;(12):60-75. https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-12-230-60-75

For citation:


Veretennikova A.Y., Kozinskaya K.M. Sharing economy as a driver for the social entrepreneurship development. Vestnik of Samara State University of Economics. 2023;(12):60-75. (In Russ.) https://doi.org/10.46554/1993-0453-2023-12-230-60-75

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)