Университет в современной технологической парадигме взаимодействия
Аннотация
Цель стать – определить особенности взаимодействия участников образовательных организаций под влиянием современной технологической парадигмы. В статье акцентируется внимание на преобладании технологической парадигмы в образовании как концептуальной модели, которая основывается на цифровой трансформации, способствующей взаимодействию участников сферы образования. Рассмотрены подходы авторов к составу внешних участников образовательных организаций. Основное внимание уделяется использованию информационных технологий и цифровизации в образовании. Сбор и анализ информации проводился на основе анализа глобального агрегированного рейтинга, состоящего из 13 рейтингов и находящегося в открытом доступе, и проведения анкетирования сотрудников вузов СФО. Выявлены проблемы организации взаимодействия участников сферы образования, обусловленные несоответствием запросов участников, определяющих приоритеты направления развития экономики и подготовку профессиональных кадров, а также недостаточной мотивации ППС на долгосрочные партнерские взаимоотношения. Результаты исследования расширяют понятие технологической парадигмы и обосновывают расширение использования цифровых инструментов при организации взаимодействия внешних участников в образовании, а также требуют внедрения новых инструментов для его оценки.
Об авторах
Р. Г. ШороховРоссия
Роман Геннадьевич Шорохов – соискатель,
Красноярск.
Л. В. Багузова
Россия
Лариса Валентиновна Багузова – кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и маркетинга Института торговли и сферы услуг,
Красноярск.
Ю. Ю. Суслова
Россия
Юлия Юрьевна Суслова – доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой торгового дела и маркетинга Института торговли и сферы услуг,
Красноярск.
А. В. Волошин
Россия
Андрей Владимирович Волошин – доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры торгового дела и маркетинга Института торговли и сферы услуг,
Красноярск.
Список литературы
1. Бергман Г. Общая методология науки. 1985.
2. Кун Т.С. Структура научных революций : пер. с англ. Москва : Прогресс, 1977.
3. Нехорошева Л.Н. Цифровая трансформация экономики: новая технологическая парадигма и перспективные направления развития экономических систем различного уровня // Белорусский экономический журнал. 2022. № 1 (98). С. 97–115.
4. Керимов О.Ю. Социально-технологическая парадигма: особенности теоретической репрезентации модернизационных процессов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 3. С. 176–182.
5. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. Пекин : Shangwu Yinshuguan, 2020.
6. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции 17.02.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174// (дата обращения: 03.03.2023).
7. Шкуров А.Ю. Роль государственно-общественных структур в период пандемии как института защиты интересов и поддержки участников образовательных отношений // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 58–66.
8. Носырева А.Н. Разработка организационного механизма учета интересов стейкхолдеров в формировании стратегических направлений развития образовательных организаций профессионального образования // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10, № 3. С. 857–870.
9. Изменение векторов международного академического сотрудничества под влиянием внешних и внутренних стейкхолдеров / А.И. Горылев, Л.Р. Алиева, В.С. Алиева [и др.] // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2021. № 5 (86). С. 170–183.
10. Пирогова Е.В. О концепции управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения // Вестник университета. 2023. № 1. С. 48–55.
11. Нечаева Е.А. Особенности образования как услуги // Академическая публицистика. 2023. № 2-1. С. 315–321.
12. Блинова Т.Н. Проблемы организации взаимодействия внешних участников и организаций высшего образования // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 4. С. 222–224.
13. Молчанова Н.П., Рязанцев Н.С. Новые тренды международного сотрудничества в сфере высшего образования (на примере России и Японии) // Международное сотрудничество в целях устойчивого развития : сборник статей Международной научной ассамблеи, Москва, 4–7 октября 2022 года. Москва : Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2023. С. 211–216.
14. Коршунов И.А., Гапонова О.С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования. 2017. № 4. C. 36–59.
15. Громова В. Фальков объяснил, что придет на замену бакалавриату и магистратуре. 19.04.2023. URL: https://www.rbc.ru/society/19/04/2023/643fd60b9a79472ecb8ac834 (дата обращения: 08.02.2024).
16. Гавва Р.В., Ложкомоева Е.Н. Проблемы применения маркетинговых технологий и инструментов в организациях высшего образования // Вестник университета. 2021. № 3. С. 52–58.
17. Астафьев А.Ю. Обновление образовательной парадигмы в условиях перехода вузов на электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2021. № 1 (44). С. 316–326.
18. Особенности взаимодействия участников рынка образовательных услуг высшего образования / Л.В. Багузова, Ю.Ю. Суслова, А.В. Волошин [и др.] // Экономика и предпринимательство. 2022. № 1 (138). С. 587–592.
19. Галяс И.А. Гуманистическая образовательная парадигма: сложности внедрения в процессе дистанционного обучения // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3 (71). С. 140–144.
20. Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. 2020. № 78. С. 229–244.
21. Репникова В.М., Гарнов А.П., Быкова О.Н. О парадигме современного образования // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2020. Т. 9, № 4. С. 30–37.
22. Эсенгулова М.М., Чокобаева Г. Компетентностный подход как основная парадигма в профессиональном образовании // Известия вузов Кыргызстана. 2020. № 6. С. 272–277.
23. Механизмы привлечения работодателей в управление качеством образования / Д.Г. Сандлер, А.К. Клюев, А.П. Багирова [и др.]. Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2022. 52 с.
24. Авгусманова Т.В., Калимуллина С.А. Готовность руководителей общеобразовательных организаций к осуществлению взаимодействия с субъектами внешнего окружения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 13–21.
25. Ермакова Э.Э. Основные функции рейтинга высших учебных заведений // Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом : материалы X Международной научно-практической конференции, Витебск, 16 декабря 2022 года / Витебский филиал Международного университета «МИТСО». Витебск : Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова, 2022. С. 93–95.
26. Аржанухин С.В., Макович Г.В. Модели поведения стейкхолдеров университета в процессе цифровой трансформации интеллектуального капитала вуза // Human Progress. 2021. Т. 7, вып. 3. С. 3.
27. Миронова С.П. «Вот новый поворот...»: проблематика парадигмальности в современной теории образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 80-3. С. 183–186.
28. Стукалова О.В. Развитие образования и вызовы цифровой экономики: возможности взаимодействия // Гуманитарное пространство. 2023. Т. 12, № 1. С. 70–83.
Рецензия
Для цитирования:
Шорохов Р.Г., Багузова Л.В., Суслова Ю.Ю., Волошин А.В. Университет в современной технологической парадигме взаимодействия. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2025;(1):27-41.
For citation:
Shorokhov R.G., Baguzova L.V., Suslova Yu.Yu., Voloshin A.V. The University in the modern technological paradigm of interaction. Vestnik of Samara State University of Economics. 2025;(1):27-41. (In Russ.)