МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье раскрыты основные факторы обеспечения эффективности международного сотрудничества. Предложена классификация ключевых методик оценки форм международного сотрудничества с целью повышения его эффективности. Показано, что наиболее релевантными являются социально-экономические методы оценки, поскольку именно они позволяют проанализировать положительный синергетический эффект от межстранового взаимодействия. Наряду с этим отражены принципы развития международного сотрудничества, реализация которых может обеспечить достижение долгосрочных целей и приоритетов экономического партнерства.
РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
В статье показано влияние развития креативных индустрий на устойчивость развития региона. Проведена оценка перспективности развития креативных индустрий в регионе (на примере Самарской области) и выявлены перспективные сферы креативных индустрий: деятельность в области архитектуры, инженерно-технического проектирования, разработка компьютерного программного обеспечения, рекламная деятельность. Определены проблемы развития креативных пространств в Самарской области: неиспользование креативного ресурса в качестве фактора развития предпринимательского сектора; отсутствие нормативной базы в данной сфере; проблемы, связанные с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности и коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности; рассредоточенность креативного человеческого капитала; недостаточный объем инвестиций в создание нематериальных активов; неравномерность распределения креативных объектов; отсутствие комплексной программы развития креативных пространств в городской агломерации. Намечены задачи государственной политики в сфере развития креативных индустрий и креативной недвижимости: формирование благоприятной среды для развития креативного предпринимательства; совершенствование системы образования в данной сфере; повышение капитализации нематериальных активов бизнеса; сохранение исторического, культурного наследия, возрождение народных промыслов; содействие формированию креативных кластеров и пространств; разработка комплексной программы развития территорий, смежных с креативными объектами недвижимости; создание работающих схем привлечения финансовых средств.
Одной из ключевых проблем пространственного развития страны, как следует из Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, является недостаточная транспортная связность территорий. При этом на федеральном и региональном уровнях развитие магистральной транспортной инфраструктуры осуществляется в рамках профильного национального проекта. Цель статьи заключается в обосновании направлений и инструментов совершенствования проектного подхода к управлению обеспечением связности экономического пространства России. Обозначены концептуальные основы связности экономического пространства. Выявлено, что применение проектного подхода в 2019–2021 гг. привело к ряду позитивных результатов в части повышения коммерческой скорости движения на железнодорожном транспорте, снижения за этот период сроков доставки грузов в рамках международных транспортных коридоров (до момента обострения санкционной «войны»), а также в части «расшивки» ряда «узких мест» на объектах инфраструктуры. Вместе с тем по причине обострения существующих и появления новых вызовов по-прежнему актуальной остается задача повышения эффективности управления в рассматриваемой сфере, в связи с чем в заключительной части работы были обоснованы основные направления и инструменты совершенствования проектного подхода к управлению обеспечением связности пространства России. Научная новизна исследования состоит в обосновании направлений и инструментов совершенствования реализации профильного нацпроекта в контексте обеспечения связности экономического пространства страны.
В современной ситуации, характеризующейся неблагоприятными обстоятельствами из-за введения многочисленных экономических санкций против России со стороны западных стран, возрастает роль конкурентоспособности промышленных предприятий в обеспечении стратегической экономической устойчивости и повышении экономического потенциала. В статье раскрыто авторское понимание взаимосвязи и взаимообусловленности цели сохранения или роста конкурентоспособности с другими основными целями промышленного предприятия, приведена новая классификация видов и уровней конкурентоспособности промышленного предприятия, дано обоснование критерия стратегической конкурентоспособности, раскрыта его связь с факторами формирования и развития способности не отставать и превосходить конкурентов. На основе синтеза системного, ситуационного и ресурсно-целевого подходов разработана авторская методика оценки стратегической конкурентоспособности предприятия машиностроения, результаты апробации которой описаны в работе. Исследование проведено с использованием монографического метода, методов сравнительного анализа и модифицированного анализа иерархий, расчетно-конструктивного и детерминистско-лимитирующего методов, микс-метода (комбинирования количественных и качественных оценок). Научно-практические положения, приведенные и обоснованные в статье, могут быть использованы в промышленности при оценке уровня стратегической конкурентоспособности, изучении жизненного цикла промышленных предприятий, поиске резервов повышения их экономической устойчивости.
Статья посвящена анализу стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Приведена авторская хронология утверждения первых стратегических документов социально-экономического развития субъектов РФ. На примере оценки основных документов стратегического характера Республики Карелия продемонстрирован индивидуальный подход к созданию стратегии развития. Сделан вывод: индивидуализация стратегий развития основывается на специфике регионов и требует использования в каждом конкретном случае определенного набора показателей, отражающих уникальные особенности и потребности территорий для построения их положительного образа будущего.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
Строительная отрасль после введения западных санкций одной из первых ощутила на себе их негативное воздействие. В данной связи резко возросло внимание со стороны исследователей и практикующих специалистов к проблемам нивелирования влияния санкций на девелоперский бизнес и сохранения уровня его маржинальности. В статье анализируются системные проблемы, которые накапливались в отрасли десятилетиями, дается оценка возможности их устранения в настоящее время. Особое внимание уделено новым, санкционным проблемам, которые негативно влияют на экономику проектов в сегменте жилищного строительства. Авторами обозначен потенциальный вектор развития девелоперского бизнеса в условиях сокращения потребительского спроса со стороны населения, отсутствия доступа к импортным строительным материалам и производственному оборудованию, а также к дешевому фондированию девелоперских проектов.
Цель исследования заключается в актуализации и уточнении теоретико-методологических аспектов организации маркетинговой деятельности на основе использования маркетингового контроля и практики его применения в образовательных организациях высшего образования. Реализация поставленной цели исследования достигнута за счет решения следующих задач: рассмотрения и систематизации теоретико-методологических подходов к организации маркетинговой деятельности на основе концепции маркетингового контроля; определения специфических особенностей маркетинговой деятельности и стратегического управления в современных образовательных организациях высшего образования. Теоретико-методологической основой послужили научные труды зарубежных и отечественных ученых в области организации маркетинговой деятельности в образовательных учреждениях. Исследование проводилось с использованием ретроспективного генетического анализа понятийного аппарата, методов системного анализа и сравнения, обобщения и систематизации, комплексного анализа выявления причинно-следственных связей, визуализации результатов исследования.
Статья посвящена исследованию понятия «цифровая трансформация», эволюции понимания данного термина и анализу его современных трактовок. Рассмотрены особенности использования терминов «цифровая трансформация» и «цифровизация» применительно к современным предприятиям. Также изучены подходы к определению этапов развития цифровой трансформации предприятия и дана авторская классификация. В результате исследования автором сформулировано собственное определение термина «цифровая трансформация».