Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск
№ 6 (2025)
Скачать выпуск PDF

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

9-16 6
Аннотация

В статье исследовано участие России в современной системе международного разделения труда, выявлены вызовы, возникающие вследствие геополитических изменений, а также связанные с ними новые возможности. Проанализированы товарная и страновая структура экспорта и импорта России за 2022 г., определены основные торговые партнеры и торгуемые товары. Отмечено, что крупнейшим внешнеторговым партнером России ожидаемо стал Китай. При этом российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество складывается не в пользу России, которая экспортирует в Китай преимущественно сырьевые, т.е. подвергшиеся минимальной переработке, а потому содержащие наименьшую созданную добавленную стоимость товары в обмен на промышленную – наукоемкую продукцию. Подобная товарная структура торгово-экономического сотрудничества отчасти обусловлена западными рестрикциями и соответствующим геополитическим контекстом. Закрепление этой товарной структуры на более или менее длительный период будет тормозить достижение Россией технологического суверенитета, угрожать национальным интересам и безопасности страны, а потому необходимы изменения. Рассмотрены проблемы международного разделения труда, с которыми столкнулась наша страна в связи с санкционным давлением коллективного Запада. Выявлены новые возможности для улучшения экономического положения России, сделаны основные выводы о перспективах и предложены механизмы участия в международном разделении труда на паритетных условиях с учетом национальных интересов. В частности, рекомендована мобилизация внутреннего кредитования, особенно в технологически сложных, наукоемких отраслях – авиа- и судостроении.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

17-28 8
Аннотация

Система регистрации населения по месту его постоянного проживания, принятая в Китае, долгое время сдерживала миграцию сельского населения в города, являющиеся драйверами устойчивого экономического роста. В результате возникла ярко выраженная несбалансированность уровня экономического развития китайских регионов и феномен «плавающего» населения. В настоящее время идет постепенный процесс реформирования данной системы в направлении снятия ограничений на мобильность населения. В связи с этим исследовательской проблемой является поиск взаимосвязи между внутренней мобильностью населения Китая и урбанизацией для выявления потенциала устойчивого развития территорий. На основе данных седьмой национальной переписи населения Китая проведена сравнительная оценка мобильности населения китайских регионов, выявлены факторы миграции населения и ее социально-экономические последствия. Анализ проведен по 31 административной единице провинциального уровня (без Гонконга, Тайваня и Макао). Сделаны выводы о росте мобильности населения, наличии значительного потенциала для роста городов и устойчивого развития территорий, важности снятия ограничений на мобильность населения и создания условий для роста экономической активности в регионах исхода трудовых мигрантов.

29-40 4
Аннотация

Статья посвящена вопросам формирования стратегии экономической безопасности мясоперерабатывающих предприятий в условиях неопределенности. Автором изучены научные труды по теме, выявлены недостатки преобладающего в исследованиях подхода к формированию стратегии экономической безопасности. Обоснована целесообразность использования элементов антикризисного управления в процессе формирования стратегии экономической безопасности мясоперерабатывающих предприятий в условиях неопределенности, обозначены элементы антикризисного управления, которые необходимо интегрировать в стратегию экономической безопасности мясоперерабатывающих предприятий. Проанализированы методические подходы к определению размера антикризисного резерва мясоперерабатывающих предприятий.

41-54 13
Аннотация

В условиях динамичного развития цифровых технологий и усиления конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг актуальность исследования экономических аспектов внедрения CRM-систем приобретает особое значение. Традиционные методы управления взаимоотношениями с клиентами часто оказываются недостаточно эффективными для обеспечения стабильного роста финансовых результатов и оптимизации затрат, что создает проблему для современных санаторно-курортных организаций. Цель исследования – оценить экономические аспекты внедрения CRM-систем в деятельность санаторно-курортных организаций путем выявления ключевых путей оптимизации расходов на их приобретение, настройку и эксплуатацию для повышения эффективности управления клиентской базой и конкурентоспособности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что интеграция CRM-систем способствует снижению операционных расходов, повышению качества обслуживания и увеличению повторных обращений клиентов. Ключевые выводы указывают на значительный потенциал CRM-технологий как инструмента цифровой трансформации, позволяющего оптимизировать бизнес-процессы и улучшить финансовые результаты санаторно-курортных организаций. 

55-65 9
Аннотация

Статья посвящена анализу современных практик применения межотраслевого баланса (МОБ) в условиях цифровизации и глобальных вызовов, таких как деглобализация, санкции и климатические изменения. Рассматривается исторический контекст МОБ, его эволюция и текущие тренды в мировой и российской практике. Особое внимание уделено роли новых технологий (блокчейн, IoT, ИИ, цифровые двойники) в реализации динамических моделей МОБ. На примере машиностроительного предприятия показана архитектура системы, обеспечивающей оперативное планирование и защиту национальных интересов. Выявлены сложности и риски внедрения, а также перспективы дальнейших исследований для масштабирования подхода на отраслевой и региональный уровни.

66-74 7
Аннотация

В статье обоснована важность цифровой трансформации для образовательных организаций высшего образования и их конкурентоспособности. Представлен анализ влияния цифровых технологий на маркетинговое продвижение образовательных продуктов, анализ традиционных и современных подходов к маркетинговому продвижению, отмечена роль цифровых технологий в образовательном маркетинге, выделены современные инструменты цифрового маркетинга образовательных продуктов. Предметом исследования выступают цифровые технологии и методы, применяемые в процессе маркетингового продвижения образовательных продуктов высшей школы. Объектом является процесс маркетингового продвижения продуктов высшей школы в условиях цифровой трансформации. Цель исследования – анализ влияния цифровых технологий на процесс маркетингового продвижения образовательных продуктов высшей школы и разработка рекомендаций по эффективному использованию этих технологий для улучшения результатов маркетинговых кампаний.

75-83 9
Аннотация

За последние десятилетия российская автомобилестроительная отрасль последовательно прошла три стадии локализации от низшей к высшей. Переход между ними обусловливался исключительно политическими причинами, что подводит к выводу, что экономика и политика – явления, неразрывно связанные и не существующие отдельно друг от друга. Поэтому с точки зрения текущих реалий нерационально мыслить чисто экономическими императивами и необходимо учитывать возможные и реальные политические риски в отраслевом планировании. Проще говоря, протекционизм и стремление к импортозамещению являются разумными мерами, призванными защитить собственную промышленность и экономическую самодостаточность, и локализация производств здесь находится в соответствии с обозначенным фокусом развития. Конечно, невозможно развиваться в полной изоляции, однако независимость в ключевых критических областях, а особенно в технологиях, выступает важным аспектом как государственной политики, так и бизнес-планирования. В условиях собственного технологического отставания актуален вопрос локализации, заимствования и переноса технологий и производств в страну. Для автомобилестроительной отрасли – драйвера инноваций в промышленности – данный вопрос имеет наивысший приоритет и актуальность в существующих политико-экономических реалиях последнего десятилетия. В этом ключе находится и текущая работа, которая посвящена анализу процесса локализации инновационных процессов в отечественной индустрии автокомпонентов. Автор считает, что наиболее рациональным способом реализации поставленных задач является кластеризация и создание аналогичных интегрированных структур, которые за счет эффекта масштаба и связности участников производственной кооперации повысят общие показатели конкурентоспособности и эффективности.

84-92 11
Аннотация

Одним из основных прав потребителей является право на информацию, которое подразумевает и ознакомление покупателя с ценой товара, осуществляемое с помощью ценников, прикрепленных на продукт или расположенных рядом с ним. В статье изучены основные законодательные нормы, регулирующие использование ценников в розничной торговле в Российской Федерации. Рассмотрены организационные, технические и экономические преимущества использования электронных ценников в традиционной розничной торговле, исследованы предлагаемые на рынке технические решения в этой сфере. Констатируется постепенный отход от использования традиционных ценников в сторону применения электронных носителей, которые все чаще выбирают торговые предприятия разного типа и формата. В качестве основного ограничителя применения электронных ценников определены значительные единовременные затраты на закупку ценников, на внедрение технологии в рамках отдельного торгового предприятия, на последующее обслуживание информационной системы. Рассмотрены иные препятствия на пути более широкого использования электронных указателей цены в современных условиях. Изучены практические аспекты совместного использования методов динамического ценообразования и электронных ценников в традиционной розничной торговле. Отмечено, что электронные ценники являются необходимым условием для успешности использования динамического ценообразования в розничной торговле.

93-105 9
Аннотация

Актуальность исследования связана с высокой потребностью в формировании эффективно функционирующей транспортной инфраструктуры России, отвечающей приоритетам национального развития. Цель исследования – обоснование целесообразности применения концессионных соглашений при строительстве автомобильных дорог магистрального типа и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование данного процесса. Новизна исследования заключается в разработке теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на формирование развитой практики применения концессионных соглашений при строительстве автомагистралей. Методологическую основу работы составили методы сравнения, синтеза, анализа, экспертной оценки и логический метод, информационную основу – официальные документы, нормативно-правовые акты, материалы платформы «Росинфра». Также использованы результаты изучения научных работ российских и зарубежных ученых, аналитических материалов по вопросам применения государственно-частного партнерства в транспортной инфраструктуре в целом и ее автодорожной составляющей в частности. Проведена оценка текущего состояния автомобильных дорог России и определены перспективы их строительства. На основе SWOT-анализа концессионных соглашений обоснована целесообразность их применения при строительстве автомагистралей, сделаны акценты на сущностных характеристиках моделей данной формы ГЧП. Проанализированы ключевые показатели реализации автомагистральных проектов ГЧП. Систематизированы факторы, сдерживающие развитие концессионной практики реализации проектов по строительству автомагистралей, разработаны рекомендации по их устранению. Представлен комплекс условий, содействующих эффективному применению концессионных соглашений при строительстве автомагистралей. Теоретическая значимость исследования заключается в формировании научных основ применения концессионных соглашений при строительстве автомагистралей, а практическая значимость состоит в использовании полученных результатов при разработке и реализации концессионных автомагистральных проектов.

106-115 9
Аннотация

Энергетическая отрасль является одной из основных движущих сил современного экономического развития. Управление энергетическими ресурсами, развитие возобновляемых источников энергии и энергетическая безопасность играют решающую роль в успешной реализации экономических реформ. Многие страны направляют доходы от добычи нефти и газа на строительство инфраструктуры и диверсификацию экономики. При этом развитие возобновляемых источников энергии, переход к «зеленой» экономике, повышение энергоэффективности являются одними из основных направлений современных реформ. Источники бесперебойного питания обеспечивают стабильную работу промышленных предприятий. Зависимость от нефти, дорогостоящий технологический переход и политические риски – вот основные проблемы, с которыми сталкивается энергетический сектор. Однако внедрение цифровых технологий, расширение международного сотрудничества, развитие альтернативных источников энергии помогают решить эти проблемы. Реформы в энергетическом секторе укрепляют энергетическую безопасность страны, снижают внешнюю зависимость и повышают национальную экономическую независимость. В то же время энергетический сектор создает новые рабочие места, способствует модернизации рынка труда и повышает социальное благосостояние. Реформы в энергетике обеспечивают долгосрочное экономическое развитие и повышают глобальную конкурентоспособность страны. Энергетический сектор является неотъемлемой частью современной экономики с точки зрения промышленной модернизации, инноваций и экологической устойчивости.

116-123 9
Аннотация

Туристическая индустрия Азербайджана значительно развилась за последние годы и в настоящее время играет важную роль в экономике страны. Туризм признан одним из основных секторов экономики во всем мире, поскольку он не только обеспечивает занятость местного населения, но и приводит к притоку иностранной валюты и увеличению спроса на местную продукцию и услуги. В Азербайджане проводится масштабная работа по развитию данной отрасли. Малые и средние туристические предприятия, включающие гостиницы, рестораны, туристические агентства и др., работающие в основном в регионах, вносят весомый вклад в развитие туристического сектора в Азербайджане. Эти предприятия оказывают положительное влияние на местную экономику, создают новые рабочие места, а также укрепляют позиции страны на международном туристическом рынке, пропагандируя культурное наследие и природную красоту Азербайджана. Участие государства в развитии малого и среднего туристического бизнеса имеет решающее значение для процветания и поддержания конкурентоспособности этой отрасли. Благоприятная среда, созданная государством для туристической сферы, и оказываемая им поддержка создают условия для реализации предпринимателями инновационных идей, укрепления их позиций на рынке и вывода продукции на мировой рынок. Целью данной статьи является рассмотрение различных направлений повышения роли государства в развитии малого и среднего туристического предпринимательства в Азербайджане.

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

124-136 7
Аннотация

В исследовании затронуты вопросы развития креативных индустрий в России в эпоху продвижения креативной экономики и экономики знаний. Развитие научно-технического прогресса и прорывных технологий определило новый тренд перехода креативных индустрий в самостоятельную отрасль экономики. В настоящее время основное внимание уделяется менеджменту и популяризации вклада креативного предпринимательства в экономику страны, в том числе в области импортозамещения и собственных технологий, укрепление российских ценностей. Особенно важным представляется создание более привлекательной сферы для привлечения молодежи, выращивания креативных талантов и приращения молодежного рынка труда. Развитие креативных индустрий требует и применения новых управленческих концепций в данной среде. В связи с этим авторами уточнено понятие «креативные индустрии» с учетом нормативно-правовой базы и исследовательских подходов, сделан эволюционный обзор креативной среды, определены проблемы и тенденции в менеджменте креативных индустрий и предложены мероприятия по поддержке и усилению направлений в сфере креативных инициатив. Ключевой аспект исследования заключается в расширении прикладных вопросов менеджмента креативных индустрий с целью развития научно-интеллектуального капитала молодых талантов и кадров нашей страны.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)