РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА
В современных экономических условиях многие регионы Российской Федерации вынуждены самостоятельно находить способы привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности. Тяжелый период для страны усугубляется дефицитом бюджетов регионов, снижением иностранных инвестиций, уходом зарубежных производителей, приводящим к снижению предложения ряда товаров и услуг. При этом нельзя не отметить и позитивную сторону сложившейся ситуации – активный курс страны на импортозамещение. Хотя экономика России переживает не лучшие времена, возможно именно сейчас настает тот период, когда регионы смогут проявить свои возможности и, сменив позиционирование, привлечь внимание населения страны к отечественным товарам и услугам. Сильный региональный бренд может стать серьезным стратегическим инструментом, способствующим повышению привлекательности регионов. Цель данного исследования состоит в выявлении основных проблем развития региональных брендов России и разработке приоритетных направлений их продвижения. Необходимые для исследования данные были получены в ходе проведения опроса жителей России, а также на основе анализа опыта формирования региональных брендов субъектами Российской Федерации и субъектами ряда зарубежных стран. На основе проведенного исследования авторы делают вывод о необходимости внедрения комплексного подхода к разработке стратегии регионального бренда, в том числе с применением инструментов дизайна.
Экономическая безопасность, зародившись в ХХ в., стала неотъемлемой частью национальной и мировой экономики на всех уровнях. Предприятия в целях обеспечения стабильного функционирования вынуждены постоянно проводить анализ угроз своей деятельности и принимать меры по их минимизации или нейтрализации. Для упрощения процесса анализа экономической безопасности предприятий применяются различные методики, которые должны учитывать отраслевые особенности. Одной из групп предприятий со специфичными особенностями хозяйственной деятельности являются сельскохозяйственные предприятия. Данное исследование призвано дополнить методику оценки уровня экономической безопасности предприятий сельского хозяйства. В результате анализа угроз и рисков экономической безопасности предприятий сельского хозяйства в методику включены дополнительные функциональные составляющие, которые все больше влияют на деятельность этих предприятий. Функциональные составляющие определены через соответствующие индикаторы, что позволило усовершенствовать имеющуюся методику оценки уровня экономической безопасности. Полученные результаты могут использоваться руководством предприятий и специалистами экономической безопасности для более точной оценки уровня экономической безопасности предприятий сельского хозяйства.
В современных условиях особое внимание в стране уделяется реализации демографической политики в силу того, что последние несколько лет характеризуются сокращением численности населения при уменьшении числа родившихся и увеличении численности умерших, что, соответственно, приводит к естественной убыли населения в целом по стране и в подавляющем большинстве российских регионов. Самарская область не является исключением. В статье представлены результаты анализа эффективности реализации региональных составляющих национального проекта «Демография», призванных обеспечить решение ключевых вопросов в области демографии. Для достижения поставленной цели были использованы экономико-статистический, логический методы, метод сравнительного и графического анализа на основе общедоступных официальных источников информации. Результаты исследования направлены на разработку возможных направлений развития инструментов реализации демографической политики в регионе.
В статье освещаются вопросы управления инвестиционными проектами промышленных предприятий, выделяются факторы, влияющие на развитие региона, инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность. Цель исследования – рассмотрение инвестиционной привлекательности региона с позиции внедрения инвестиционных проектов на промышленных предприятиях, их взаимосвязи с экономическими и геополитическими факторами, влияющими на эффективное развитие.
МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ
В статье изложена специфика теоретических и практических подходов к проведению экономических экспертиз и их совершенствованию в соответствии с новыми реалиями, приводится описание инструментов проведения экспертиз экономического характера, акцентируется внимание на конкретных методах и приемах, применяемых по ходу проведения экспертизы с целью выявления нарушений корпоративных и законодательных требований в области ведения хозяйственной деятельности, уточнены условия проведения комплексных экспертиз и требования к их проведению. Приведены примеры финансово-экономических исследований в вопросах борьбы с корпоративными и коммерческими мошенническими действиями, таких как: форензик, суть которого сводится к проведению комплексного исследования хозяйственных операций, что позволяет выявить объект, субъект, основания и последствия нарушений, тем самым определить масштаб нарушений и размер ущерба; дью-дилидженс – метод комплексного обзора хозяйственной деятельности организации с целью выявления нарушений в процессе интеграционных мероприятий (слияния, поглощения и др.). Особое внимание уделено вопросам подготовки и организации проведения процедур экономических экспертиз, описаны этапы действий, конкретизированы принципы и подходы их проведения, представлена классификация экономических экспертиз и дано подробное описание методов, применяемых экспертами в ходе экспертных действий, что способствует определению формата работы и формированию необходимых ресурсов, прежде всего кадровых, для проведения исследований.
Научно-производственные предприятия сегодня играют существенную роль в формировании конкурентоспособности и обороноспособности отечественной экономики. Основными отличительными чертами развития данной группы предприятий является высокая капиталоемкость и наукоемкость разрабатываемой и производимой продукции (услуг). Научно-производственные организации сочетают в себе научно-исследовательский и производственный сектора, которые в совокупности нацелены на выпуск необходимой инновационной продукции. Ключевые предприятия сосредоточены в наиболее значимых отраслях промышленности. В представленном исследовании авторами изучены основные особенности и проблемы развития научно-исследовательских предприятий, как наиболее сложных и громоздких социально-экономических систем, развивающихся в динамично изменяющихся социально-экономических и политических условиях.
Актуальность темы исследования связана с непрекращающимся поиском возможных изменений услуг спа-индустрии с целью экономического роста и развития организации спа-индустрии. Расширение, видоизменение услуг требует активного вмешательства и внесения новшеств во внутреннюю среду организации с учетом изменений во внешней среде, что, в свою очередь, становится драйвером развития и роста организаций спа-индустрии. В настоящее время спа-индустрия является самым перспективным и быстрорастущим сегментом рынка оздоровительных услуг. Наряду с особенностями организационно-экономического характера российский спа-рынок отличается от мирового спецификой клиентского спроса. В данном случае именно работа с клиентурой и ее потребностями как элементами внешней среды является определяющим драйвером развития организаций рынка спа-индустрии. В данной статье автор исследует практику управления изменениями в деятельности организаций спа-индустрии через формирование ряда мероприятий, которые направлены на оптимизацию удовлетворения существующих клиентов и привлечение новых клиентов с целью экономического роста организаций спа-индустрии. Автором изучен исторический аспект интерпретации понятия «управление изменениями». Определены мероприятия, которые повлияют на клиентский спрос и повысят интерес клиентов к услугам спаорганизаций. В статье описаны потенциальные мероприятия, которые могут позволить представителям спа-индустрии укрепить отношения с клиентами всех сегментов, присутствующих на рынке. Определены и охарактеризованы 7 изменений по отношению к деятельности организаций спа-индустрии через воздействие на клиентов, среди которых: постпроцедурное сопровождение; сегментирование и анализ клиентской базы; запросы – мотивы – потребности; кастомизация сервиса; лояльность и акции; реклама, социальные сети и сайт; имидж организации спа-индустрии.
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
В рамках статьи автор поднимает проблему использования ставки дисконтирования при анализе средневзвешенной стоимости капитала. Ставка дисконтирования представляет собой процентную ставку, которая используется для определения текущей стоимости будущих потоков денежных средств. При анализе средневзвешенной стоимости капитала (WACC) ставка дисконтирования используется как оценка стоимости денег во времени и как индикатор того, насколько рискованно инвестирование в конкретный проект или компанию. WACC – это взвешенная сумма стоимости капитала и заемных средств, используемых компанией для финансирования своих проектов. Чтобы рассчитать WACC, необходимо определить стоимость капитала и стоимость заемных средств и затем умножить каждую из этих стоимостей на свой вес в единице стоимости. Для расчета стоимости капитала используется формула капитализации дохода (CAPM), которая учитывает рыночные риски и ожидаемую доходность инвесторов на рынке ценных бумаг. Формула CAPM включает в себя ставку безрисковой доходности, премию за риск и бету компании. Средневзвешенная стоимость капитала является важным показателем для оценки эффективности инвестиций и принятия решений о финансировании проектов. Использование ставки дисконтирования при анализе средневзвешенной стоимости капитала является одним из ключевых компонентов этого процесса.
Учитывая значимость и актуальность развития отрасли физической культуры и спорта в Республике Беларусь, в статье проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций физической культуры и спорта Гродненской области, получающих государственную поддержку (клубов по игровым видам спорта), в динамике с 2018 по 2022 г. В результате были выявлены определенные проблемы как в финансовом обеспечении их деятельности, так и в направлениях использования сформированных финансовых ресурсов. Проведенное исследование позволило автору разработать рекомендации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, которые могут использоваться организациями физической культуры и спорта как непосредственно Гродненской области, так и Республики Беларусь в целом.