Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск
№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

9-21 3
Аннотация

Минерально-сырьевые ресурсы являются одним из базовых элементов в составе экономической системы государства. Именно поэтому вопросы рационального природопользования, в частности недропользования, находятся в сфере постоянного внимания как со стороны государственных органов, так и со стороны предприятий-недропользователей. Информация о недрах пополняется за счет проведения геолого-разведочных работ, последующей интерпретации их результатов, сдачи отчетов и иных сопроводительных документов в соответствующие фонды геологической информации. Однако накопление первичной и интерпретированной геологической информации не способствует формированию единой базы знаний, которая могла бы позволить в автоматизированном режиме готовить аналитическую информацию для поддержки принятия управленческих решений. Для устранения этой проблемы целесообразно применять онтологический подход. Суть его в данном случае сводится к построению причинноследственных связей между элементами (сущностями) и наполнению полученной онтологической модели фактографической информацией о достигнутых в результате проведенных работ геолого-экономических показателях. В статье рассматриваются структура работ и последовательность процесса проведения укрупненной геолого-экономической оценки месторождений твердых полезных ископаемых на основе онтологии геолого-экономической оценки объектов минерально-сырьевой базы.

22-34 3
Аннотация

В статье проведена экономическая оценка целесообразности внедрения мультивихревых сепараторов, предназначенных для увеличения эксплуатационного срока службы фильтров тонкой очистки, в технологическую линию предприятия с окрасочно-сушильными камерами. Показано, что быстрый износ фильтров тонкой очистки приводит к необходимости их частой замены. В результате отмечаются существенные экономические издержки. Для увеличения срока службы фильтров предложены мультивихревые сепараторы, описан принцип их действия. Проведен экономический расчет для 3 вариантов интегрирования мультивихревых сепараторов в технологическую линию: 1) перед потолочными фильтрами; 2) перед напольными фильтрами; 3) перед потолочными и напольными фильтрами. Рассчитаны такие параметры, как денежный поток, дисконтированный срок окупаемости, чистый дисконтированный доход и индекс доходности. Результаты показали, что проект по внедрению мультивихревых сепараторов в окрасочно-сушильную камеру является рентабельным при их эффективности более 0,4, так как индекс доходности PI составляет более 1. Чистый дисконтированный доход проекта NPV при эффективности мультивихревых сепараторов от 0,4 до 0,8 составляет от 159,6 до 749,12 тыс. руб., от 976,1 до 2417,4 тыс. руб. и от 1135,7 до 3166,5 тыс. руб. при реализации проекта по 1-му, 2-му и 3-му варианту соответственно при сроке полезного использования сепаратора N = 10 лет. Срок окупаемости проекта – от 12 месяцев. В качестве пилотного проекта может выступить первый вариант, т.е. размещение мультивихревых сепараторов перед потолочными фильтрами. Это объясняется минимальными инвестиционными затратами среди всех вариантов, составляющими 150 000 руб., и относительно быстрым дисконтированным сроком окупаемости проекта, составляющим от 12 до 39 мес. в зависимости от эффективности мультивихревых сепараторов.

35-43 3
Аннотация

Рассматриваются проблемные вопросы повышения организационно-экономической эффективности деятельности отечественных промышленных предприятий машиностроения. На основе анализа динамики базисных и цепных показателей объемов выпуска, инвестиций, фондоотдачи формируются комплексные направления повышения эффективности машиностроительного производства, соответствующие условиям требований ускоренного формирования технологического суверенитета в критически значимых для экономической безопасности областях, новых форматах и составах участников международных кооперационных связей. Показано, что в современных сложных условиях формирования новых мировых центров экономической силы требуется приступить к выработке новых концептуальных основ устойчивого развития предприятий машиностроения на основе продуманной промышленной политики, обеспечивающей технологический суверенитет в критически важных сферах жизнедеятельности страны. Необходимо интенсифицировать использование организационно-технических и материально-финансовых ресурсов, так как продуктивность использования первичных ресурсов, труда и капитала является важным показателем повышения как отраслевой эффективности производства, так и политического и технологического суверенитета. Итоги проведенного исследования позволяют вывести, что повышение эффективности деятельности предприятий машиностроения должно происходить по комплексным направлениям, включающим как реализацию внутриорганизационных резервов использования средств и предметов, методов организации труда, так и привлечение инвестиций и передовых технологий в рамках развития предметной и технологической специализации с последующей кооперацией, цифровизацией предприятий как приоритетов промышленной политики. Учитывая разноуровневый по ступеням управления экономикой характер выполнения необходимых мероприятий, целесообразно усиление государственного уровня промышленной политики для интенсификации развития обрабатывающих отраслей промышленности, обеспечения положительных структурных сдвигов, отдавая приоритет отраслям машиностроения, генерирующим высокую добавленную стоимость.

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

44-50 4
Аннотация

Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) влияет на преобразование бизнеспроцессов, технологических и организационных моделей. В части реализации политики в области деятельности человеческого капитала возникают дополнительные требования к квалификации и переподготовке сотрудника, комбинируя и преобразуя должности и функционал, который зачастую повышает уровень владения цифровыми и информационно-коммуникационными технологиями. В качестве основного подхода к исследованию данной проблемы был выбран системный и сравнительный анализ, рассмотрены промышленные практики для формирования общих рекомендаций и выявления наилучших примеров повышения конкурентоспособности нефтегазовых компаний при реализации цифровой трансформации. Материалы статьи имеют практическую ценность в плане совершенствования организационных, технологических, управленческих процессов, процессов выработки, учета и контроля. Результаты статьи могут быть учтены нефтегазовыми компаниями России на государственном и корпоративном уровнях при разработке планов и стратегий развития цифровой экономики.

51-58 4
Аннотация

Автором статьи рассмотрены существующие отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «бренд». Проведена теоретическая интерпретация понятий, определены их общие основополагающие черты, отмечены ключевые сходства и различия. На основе анализа выявлены характеристики самого понятия бренда, которые легли в основу авторского определения. Актуальность исследования состоит в том, что на текущий момент нет единого подхода к пониманию бренда, который бы учитывал его специфику и содержательные элементы. Все имеющиеся определения ограничиваются одним или несколькими аспектами существования бренда и не отражают составляющие его элементы, специфику формирования и многие другие особенности. Проблема заключается в том, что современный перечень элементов бренда, основанный на имеющихся его определениях, не отражает в полной мере все элементы, из которых бренд на самом деле состоит и которые оказывают влияние на его формирование. Цель исследования – формирование оптимального определения бренда, учитывающего вышеперечисленные особенности. В работе использованы теоретические (аналогия, анализ, синтез и др.) и эмпирические (критический анализ литературы) методы. Дано авторское определение понятия «бренд», описана возможность практического применения результатов исследования и сформулированы предложения по дальнейшим изысканиям в данном направлении.

59-68 3
Аннотация

Несмотря на значительное сокращение числа вузов в нашей стране, данный сектор образовательной деятельности представлен достаточным количеством частных и государственных вузов, формирующих серьезную конкурентную среду, которая усиливается для государственных вузов наряду с сужением количества бюджетных мест по многим профилям и направлениям высшего образования. Релевантной становится рыночная ориентация на потребителей образовательной продукции и услуг, что укрепляет уверенность в целесообразности и своевременности применения маркетингового инструментария и концепции бенчмаркинга в целях обеспечения конкурентных преимуществ отечественными вузами, как частными, так и государственными. Очевидно, что в современных условиях конкурентной среды вузы должны постоянно отслеживать и удовлетворять потребности и желания своей целевой группы потребителей, а также прилагать усилия по поддержанию своего присутствия, как это принято на практике в бизнес-среде. Бизнес может производить продукты и услуги, которые, по его мнению, будут в отличие от конкурентов полностью подходящими для его потребителей, однако если потребители не знают об этих продуктах и услугах или не удовлетворены их использованием, это усложнит для бизнеса процесс продаж. Таким же образом при планировании и реализации всей своей работы высшие учебные заведения должны осуществлять маркетинговую деятельность, ориентированную на потребителей и удовлетворяющую их потребности.

69-75 3
Аннотация

Рассматриваются основные факторы развития креативного потенциала современной компании на базе управления знаниями. Отмечается актуальность соответствующей проблемы, а также дискуссионность содержания понятия «креативность». Обозначены современные тренды в управлении человеческим капиталом. Приводится трактовка термина «креативный потенциал» как процесса перманентного саморазвития персонала компании. Отмечается, что в числе ключевых качеств, определяющих вышеназванный потенциал, должны быть доминирующие компетенции, организационные, поглощающие и динамические способности компании. Подчеркивается, что формирование указанных качеств должно происходить в рамках создаваемой на предприятии системы управления знаниями, фундаментальным элементом которой должна быть система непрерывного обучения работников данного предприятия. Итогом такого обучения должно стать на первом этапе превращение компании в самообучающуюся, а затем, в ходе максимально возможного охвата персонала обучением, в компанию интеллектуальную. Конкурентоспособность такой компании определяется резко возрастающими возможностями аккумулирования и капитализации знаний. Важнейшими структурами, позволяющими реализовывать функции накопления и распространения в компании новых знаний, являются создаваемые на предприятиях учебные центры и корпоративные университеты.

76-83 3
Аннотация

В статье анализируются особенности структуры и характер труда преподавателя вуза в современных условиях. Рассматривается рабочий день гипотетического преподавателя высшей школы, сопоставляется структура рабочего времени преподавателей в разрезе недельного и суточного наблюдения, а также выявляются различия в стиле самоорганизации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)