Preview

Вестник Самарского государственного экономического университета

Расширенный поиск
№ 11 (2025)
Скачать выпуск PDF

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

9-22 8
Аннотация

Статья посвящена анализу процессов структурной трансформации российской экономики в контексте современных геополитических и технологических вызовов. Основное внимание уделяется изменениям в отраслевой и технологической структуре национального хозяйства, а также выявлению ключевых вызовов на пути диверсификации и перехода к инновационному развитию. Рассматривается влияние внешних факторов, таких как санкционное давление и глобальные экономические тренды, на структурные изменения в экономике. Исследование включает теоретический анализ подходов к структурной трансформации, а также изучение опыта зарубежных стран, который может быть применим к российским условиям. На основе статистических данных и экспертных оценок определены приоритетные направления экономической политики, нацеленные на преодоление сырьевой зависимости и обеспечение устойчивого экономического роста. Основные выводы статьи подчеркивают важность стимулирования высокотехнологичных секторов, развития человеческого капитала, совершенствования институциональной среды и интеграции в глобальные рынки. Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий экономического развития на национальном и региональном уровнях. 

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

23-36 1
Аннотация

В условиях нарастающей фрагментации глобальной экономики и перехода к новой парадигме промышленного уклада, основанного на цифровизации, платформенных технологиях и стратегическом суверенитете, исследование институциональных и технологических особенностей приборостроения приобретает особую значимость. В статье рассматривается эволюция приборостроения как обособленного сектора в индустриальных системах, включая его институционализацию в западных экономиках и планово-централизованную модель в СССР с последующей дезинтеграцией отрасли в постсоветский период. Целью исследования выступает сопоставительный анализ глобальной и российской моделей развития приборостроительного комплекса с позиций институциональной плотности, управленческой архитектуры и технологической зрелости. Выявлены основные институциональные асимметрии, препятствующие интеграции российской отрасли в глобальные цепочки добавленной стоимости, очерчены контуры возможной конвергенции через кластерную кооперацию, внедрение платформенных решений и развитие экосистем цифровых двойников. Сделан вывод о необходимости перехода от модели импортозамещения к экосистемной архитектуре техносуверенитета как условия формирования конкурентоспособного приборостроения в условиях индустриальной трансформации. 

37-49 3
Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, активным развитием как в мире, так и в России креативных индустрий, а с другой – недостаточной развитостью практических инструментов концепций маркетинга в сфере дизайна как механизма повышения эффективности профессиональной деятельности, что обусловлено исторически сложившейся традицией использования дизайна как инструмента маркетинга, а не наоборот. В статье систематизированы данные о классических маркетинговых концепциях в сфере дизайна, дана краткая характеристика современных тенденций маркетинга дизайна, предложена ценностно ориентированная маркетинговая концепция дизайн-мышления как результат конвергенции предметных областей дизайна и маркетинга. 

50-64 2
Аннотация

Реализуемая в России стратегия цифровой трансформации предполагает обеспечение всех отраслей ИТ-специалистами. Проблема исследования заключается в сравнительном анализе существующих методологий для количественной оценки спроса на ИТ-специалистов. Цель исследования – разработка и апробация индексов для оценки спроса на ИТ-специалистов и построение прогностических моделей. Методы исследования включают агрегацию данных из государственных и корпоративных источников за период с 2015 по 2024 г., применение ETL-процессов для обработки данных и построение регрессионных моделей. В качестве ключевых индикаторов предложены Индекс трудоустройства ИТ-выпускников (далее – ИТВ) и Индекс рыночного спроса на выпускников по ИТ-направлениям подготовки (далее – ИРС). Регрессионные модели Random Forest и Ridge Regression продемонстрировали высокую прогностическую способность (R²>0,82) для ИТВ и ИРС. Выявлена иерархия социально-экономических факторов, значимо влияющих на ИТВ и ИРС: для ИТВ – повышение ВВП (49%), миграционные процессы (37%), государственная образовательная политика (14%); для ИРС – миграция (13%), бюджетные места в вузах (12%), демографический фактор – число выпускников школ (10%). Установлено, что максимальное расхождение в значениях индексов наблюдается в 2022 г., а затем ситуация стабилизируется. Прогноз на 2025 г. указывает на движение рынка труда по категории ИТ-специалистов к устойчивому состоянию, при котором выпуск и трудоустройство выпускников приближаются к количеству вакансий на рынке труда. Предложенная методология создает предпосылки для перехода к управлению, основанному на данных в области планирования процессов кадрового обеспечения российской экономики ИТ-специалистами.

65-74
Аннотация

В эпоху цифровой трансформации дополнительное профессиональное образование становится важнейшим инструментом развития человеческого капитала. Оно помогает специалистам приобретать новые навыки и соответствовать динамично меняющимся требованиям рынка труда, осваивать необходимые цифровые компетенции и повышать свою конкурентоспособность. В статье рассматриваются основные функции ДПО, включая адаптацию работников к технологическим изменениям, восполнение кадрового дефицита, поддержку инклюзивности, а также формирование гибких навыков, востребованных в цифровой экономике. Анализируются современные образовательные технологии, механизмы финансирования и государственные инициативы по развитию ДПО. Особое внимание уделяется вызовам, связанным с несоответствием программ реальным потребностям бизнеса, финансовыми барьерами и низкой мотивацией работников к непрерывному обучению. Предлагаются меры по повышению эффективности системы ДПО в условиях цифровой экономики. 

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

137-149 2
Аннотация

В современных условиях население все чаще прибегает к помощи образовательных кредитов для получения образования, так как сокращение бюджетных мест в учебных заведениях, а также снижение уровня доходов населения ограничивают возможность граждан получить образование бесплатно либо оплатить самостоятельно. Однако, несмотря на повышение спроса на образовательные кредиты, их развитие идет медленными темпами, что говорит о наличии сдерживающих факторов. В данной статье проведен анализ современного состояния образовательных кредитов, выявлены факторы, сдерживающие их развитие. Предложены меры по нивелированию сдерживающих факторов, обозначены перспективы развития образовательных кредитов. При написании статьи были использованы общенаучные методы: анализ, обобщение, аналогия, логический подход. Целью работы является анализ современного состояния образовательных кредитов и выявление перспективных направлений развития. В результате проведенного исследования была выявлена неполная проработанность образовательных кредитов, как на законодательном уровне, так и в сфере их предоставления. Отмечены факторы, сдерживающие развитие образовательных кредитов. Предложены меры по развитию образовательных кредитов. 

МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСОМ

75-85
Аннотация

В статье представлена оценка использования механизма целевого обучения с учетом проведенных законодательных изменений как инструмента обеспечения кадрами приоритетных отраслей экономики. Проанализированы причины недостаточной эффективности инструментов целевого приема и предложены пути решения выявленных проблем для устранения дефицита кадров в приоритетных отраслях экономики Самарской области. Согласно Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, среди основных и стратегически важных целей обозначены следующие: кадровое обеспечение ключевых отраслевых промышленных кластеров – автомобилестроительного, нефтехимического, аэрокосмического, агропищевого и др., а также субъектов малого и среднего предпринимательства и совершенствование системы целевой подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации востребованных на рынке труда квалифицированных кадров, способных повышать уровень своей квалификации в течение всей жизни и использовать в работе вновь приобретаемые компетенции. Выработка мер по совершенствованию механизма взаимодействия предприятий, вузов и абитуриентов Самарской области в рамках реализации механизма целевого обучения, направленного на полноценное кадровое обеспечение ключевых отраслей региональной экономики, будет содействовать закреплению квалифицированных кадров в регионе, снижению оттока молодежи из Самарской области, повышению статуса региона как конкурентного образовательно-производственного кластера России. 

86-92 3
Аннотация

В условиях растущей конкуренции и динамичных изменений рыночной среды современные промышленные предприятия вынуждены постоянно совершенствовать свои бизнес-процессы для сохранения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития. Исследование посвящено актуальной проблеме оптимизации бизнес-процессов, которая позволяет предприятиям адаптироваться к изменениям, повышать эффективность деятельности и сокращать издержки. Информационной базой работы стали научные труды, нормативные акты, статистические данные, отчеты предприятий и другие источники, что позволило провести комплексный анализ. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении понимания бизнес-процессов и развитии методологий их оптимизации. Практическая ценность состоит в разработке рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы предприятий, снижение затрат, улучшение качества продукции и услуг, а также усиление адаптации к изменениям внешней и внутренней среды. В исследовании подчеркивается, что оптимизация бизнес-процессов позволяет устранить избыточные затраты, неэффективные практики и лишние этапы, что способствует повышению результативности. Внедрение процессного подхода, несмотря на необходимость значительных ресурсов, создает прозрачность процессов, четкое распределение ответственности и улучшает взаимодействие между подразделениями. В заключение отмечено, что оптимизация бизнес-процессов является ключевым инструментом для укрепления конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий в условиях динамичной рыночной среды. 

93-105
Аннотация

Индекс удовлетворенности клиентов (CSI) – один из самых мощных инструментов для измерения удовлетворенности клиентов. Актуальность исследований, позволяющих повысить эффективность использования этого инструмента, не вызывает сомнений. Научная новизна настоящего исследования заключается в обсуждении особенностей разработки и применения CSI в бизнес-моделировании, стратегическом планировании и стратегическом менеджменте. Объект исследования – феномен мониторинга и управления лояльностью клиентов организации и связанные с ним стратегические вопросы. Предмет исследования – разработка и применение CSI в стратегической работе. В качестве информационной базы исследования выступили управленческие, консалтинговые и образовательные проекты бизнес-школы EMAS, а также научные статьи других авторов. В рамках исследования обсуждаются методические особенности разработки и применения, сферы использования и ограничения на применение CSI в бизнес-моделировании, стратегическом планировании и стратегическом менеджменте. Сделаны выводы о необходимости тщательного соблюдения методических требований к разработке и применению этого инструмента, целесообразности задействования его потенциала не только в замерах удовлетворенности клиентов, но и в других сферах.

106-120 2
Аннотация

В статье исследуется влияние макроэкономических и цифровых факторов на стратегическое позиционирование маркетплейсов на российском рынке электронной коммерции. Основное внимание уделено оценке зависимости между объемом e-commerce и такими показателями, как ВВП по паритету покупательной способности и уровень интернет-проникновения. Применен количественный метод анализа, включающий корреляционный и регрессионный подходы. Разработаны три регрессионные модели – однофакторная, базовая двухфакторная и альтернативная двухфакторная – с целью выявления как структурных, так и поведенческих факторов, влияющих на развитие цифровой торговли. Результаты показывают, что экономическое благосостояние и цифровая вовлеченность населения являются ключевыми драйверами роста, а маркетплейсы, в свою очередь, играют системообразующую роль в структуре отрасли. Предложенная методология может быть применена для оценки устойчивости бизнес-моделей и прогнозирования рисков ведущих онлайн-платформ. 

121-128 4
Аннотация

В статье раскрыты особенности осуществления кастодиального менеджмента пенсионных сбережений и его дальнейшего совершенствования. Необходимость последнего обусловлена некоторыми ключевыми факторами: повышение финансовой безопасности пенсионных накоплений, внедрение новых современных технологий, эффективное дифференцирование инвестиционного портфеля, экономическая ситуация в стране. Целью исследования является изучение зарубежного опыта организации и проведения кастодиального менеджмента пенсионных сбережений и применение его на практике в России. Выявлены основные проблемы, присущие российской пенсионной системе: недостаточная прозрачность в деятельности кастодиальных организаций и, как следствие, необходимость совершенствования отчетности, отсутствие высокопрофессиональных кадров, необходимость внедрения современных автоматизированных технологий. Анализ опыта зарубежных стран (США, Канада, Нидерланды, Австралия) показал основные преимущества в организации и проведении их кастодиального менеджмента пенсионных сбережений. На основании данного анализа представлены рекомендации и предложения для России. Полученные результаты подтвердили необходимость совершенствования российской системы кастодиального менеджмента пенсионных сбережений в области повышения прозрачности деятельности таких организаций за счет совершенствования отчетности, обучения и подготовки высокопрофессиональных кадров, внедрения современных автоматизированных технологий. 

129-136 2
Аннотация

В России активно внедряются цифровые технологии, реализуются федеральные проекты и стратегические инициативы, целью которых выступает достижение высокой цифровой зрелости здравоохранения. Широкомасштабное внедрение цифровых технологий концептуально меняет систему здравоохранения. Целью статьи является исследование трансформации стратегии поведения и конкурентных преимуществ медицинских организаций вследствие информатизации и цифровизации здравоохранения. В ходе исследования использовались общенаучные методы: контент-анализ статей, монографий российских и зарубежных исследователей, нормативных документов, методы анализа и обобщения. В результате исследования было выявлено, что до начала процесса активной информатизации здравоохранения медицинские коммерческие организации использовали бизнес-стратегию, в которой во главу угла ставились рост выручки и увеличение доли рынка. Информатизация и цифровизация системы здравоохранения позволили объединить все медицинские организации в единую информационную систему, которая предполагает в определенной степени унификацию и стандартизацию процессов. В результате медицинские организации продолжают применять бизнес-стратегию, при этом вынуждены обмениваться информацией о пациенте. Все чаще конкурентным преимуществом медицинских организаций являются удобные приложения записи к врачу, возможность получить удаленную консультацию у узкого специалиста, доступ к большим массивам данных. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1993-0453 (Print)